Корреспондент Bizmedia.kz направил официальный запрос в Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, чтобы выяснить текущую ситуацию на рынке гражданской авиации. В частности, речь пойдет о режиме «открытого неба», конкуренции, ценах на авиабилеты и других важных моментах.
Рынок гражданской авиации в Казахстане
В ответе на запрос говорится, что в 2022 году АЗРК провело анализ конкуренции на рынке внутренних авиаперевозок в Казахстане. Выяснилось, что там работают авиакомпании «Эйр Астана» и FlyArystan (их подразделение), QazaqAir и SCAT. При этом две из трёх компаний принадлежат «Самрук-Казына». Рынок сильно высококонцетрирован и конкуренция на нём развита недостаточно.
Чтобы уменьшить участие государства на конкурентном рынке, в 2024 году было проведено IPO компании «Эйр Астана». В результате доля первоначальных акционеров уменьшилась: у Фонда «Самрук-Казына» с 51% до 41%, а у BAE Systems с 49% до 16,95%.
В октябре 2023 года компания FlyArystan стала отдельным юридическим лицом, что позволило сделать ценообразование более прозрачным.
Также в ответе на запрос отмечается, что Правительство Казахстана постановлением № 1116 от 30 декабря 2022 года утвердило план развития транспорта и логистики до 2030 года, где указаны основные направления, включая гражданскую авиацию.
Агентство принимает меры по защите и развитию конкуренции на соответствующих рынках.
Мониторинг цен на авиабилеты и антимонопольный комплаенс
В ответе на запрос подчеркивается, что статья 2016 Предпринимательского кодекса устанавливает, на основании чего можно проводить антимонопольные расследования.
Например, материалы госорганов, обращения людей и организаций, сообщения СМИ, признаки нарушения антимонопольного законодательства, неисполненные уведомления антимонопольного регулятора.
Более того, Агентство проводит мониторинг цен, чтобы выявить нарушения в области защиты конкуренции, и при обнаружении таких признаков принимает меры.
Также отмечается, что внутренние авиарейсы, не приносящие достаточный доход, субсидируются из бюджета.
Для предотвращения нарушений антимонопольного законодательства статья 195-1 Кодекса предписывает внедрение антимонопольного комплаенса – системы мер по предупреждению нарушений.
Субъекты рынка могут принять внешний акт антимонопольного комплаенса, который регулирует политику и правила добросовестной конкуренции на рынке.
Проект внешнего акта субъекты рынка могут направить в антимонопольный орган для проверки его соответствия законодательству Республики Казахстан в области защиты конкуренции. Таким образом, решение о принятии антимонопольного комплаенса принимается субъектом рынка самостоятельно.
4 декабря 2023 года Агентство согласовало с авиакомпанией «Эйр Астана» меры по сдерживанию цен на внутренних рейсах. Это включает:
- С 6 декабря 2023 года отменили топливный сбор (не касается билетов, купленных до этой даты). Например, цена билета Астана-Алматы будет 24 435 тенге. вместо 28 435 тенге. (снижение на 14%), а по маршруту Алматы-Актау — 31 078 тенге вместо 37 568 тенге (снижение на 17%).
- До конца 2024 года цены на авиабилеты внутри страны не будут расти.
- До 31 декабря 2024 года «Эйр Астана» обязуется продавать не менее 70% билетов по средним и низким ценам.
Режим «открытое небо»
Чтобы расширить географию полетов и увеличить количество международных рейсов, Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК с 1 ноября 2019 года ввело режим «открытое небо».
Для справки: «Открытое небо» (англ. «Open skies») – это международная концепция, которая снимает ограничения и создает свободный рынок для авиации. Это значит, что условия на рынке авиаперевозок должны быть честными и одинаковыми для всех участников, независимо от страны происхождения.
Кроме того, 2 декабря 2023 года изменили приказ о введении режима «открытое небо», убрав ограничение, которое давало право иностранным авиакомпаниям использовать 5-ю степень «свободы воздуха» только на тех направлениях, где не летают казахстанские перевозчики.
Пятая степень «свободы воздуха» позволяет иностранным авиакомпаниям летать через города Казахстана в города других стран. Это привлечет больше зарубежных авиакомпаний, улучшит конкуренцию и увеличит выбор для пассажиров на международных рейсах, говорится в ответе на запрос.