Член фракции партии AMANAT Вера Ким отправила запрос заместителю премьер-министра РК Тамаре Дуйсеновой касательно внедрения обязательной маркировки лекарственных средств, передает Bizmedia.kz.
В соответствии с постановлением правительства Республики Казахстан от 25 апреля 2022 года № 242 перед фармацевтической отраслью стоит задача по внедрению обязательной маркировки всех лекарственных средств с 1 июля 2024 года.
Основной целью маркировки является недопущение оборота недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов путём обеспечения их прослеживаемости.
Кроме того, для уполномоченного органа маркировка должна стать инструментом контроля адресности и движения лекарственных препаратов, закупаемых в рамках ГОБМП и ОСМС.
Для ведения маркировки и прослеживаемости лекарственных средств единому оператору АО «Казахтелеком» предложена затратная информационная система.
Для работы в системе медианого оператора участникам рынка необходимо приобретать дорогостоящее оборудование и дополнительные услуги у IT-компаний. Это может привести к закрытию мелких аптек, в том числе в сельской местности, а также удорожанию лекарственных средств до 27%, особенно это коснётся лекарств низкого ценового сегмента.
Несмотря на предъявляемые новые требования к участникам рынка для внедрения маркировки и прослеживаемости лекарств, до сих пор остаются нерешённые вопросы мотивации и финансовой поддержки.
Во-первых, неготовность информационной системы и её прослеживаемость. С 1 июля 2022 года была введена цифровая маркировка лекарственных средств на 90 торговых наименований, преимущественно отечественного производства. Прослеживаемость лекарств ввиду неготовности была приостановлена до 1 июля 2024 года.
На данный момент лекарства первого этапа только помечены, но полная система отслеживания еще не внедрена. Вся процедура отслеживания осуществляется на тестовой версии информационной системы, которая постоянно дорабатывается. По данным единого оператора, окончательное улучшение системы завершится лишь к 1 июля 2024 года.
Поэтому участники рынка не успеют провести тестирование и перейти на эксплуатационную версию. Учитывая, что объём рынка в 2023 году составил 1,38 миллиарда упаковок, принять и отпустить в ручном режиме такое количество упаковок через более чем 100 отечественных производителей и импортёров, 500 дистрибьюторов, 8000 аптек и 1800 медорганизаций без автоматизации процесса ставит под угрозу своевременное бесперебойное обеспечение лекарствами населения страны.
Во-вторых, отсутствует нормативно-правовая база, регламентирующая действия участников рынка при сбоях, в том числе ввиду отсутствия полного покрытия интернетом территории Казахстана, веерного отключения электроэнергии и при чрезвычайных ситуациях.
В-третьих, недоработаны вопросы модуля «Маркировка» при маркировке лекарственных препаратов иностранного производства, который составляет почти 85% рынка. Например, отсутствует возможность получения кода для лекарств, зарегистрированных по правилам ЕАЭС и ввозимых для пациентов с редкими заболеваниями. Дистрибьюторские компании будут вынуждены отказаться от закупа и реализации таких лекарств или станут это делать нелегально. В любом случае под угрозу ставится здоровье населения, которое не будет обеспечено необходимыми лекарствами.
На основании вышеизложенного, для исключения социального напряжения, связанного с увеличением стоимости лекарств и сбоем в лекарственном обеспечении страны, необходимо перенести сроки внедрения маркировки и прослеживаемости лекарственных средств или обеспечить предоставление кодов маркировки на безвозмездной основе до полной готовности интеграции информационных систем единого оператора как с государственными органами, так и с участниками рынка, с возможностью обеспечения непрерывности и целостности данных движения лекарств от таможенных границ страны до получения их пациентом.