Министр транспорт Марат Карабаев рассказал подробности о продажи Qazaq Air, передает Bizmedia.kz.
«Что касается продажи авиакомпании, мы привлекаем весьма достойного международного игрока — группу компаний Vietjet, которая уже обладает 184 самолетами. У них есть несколько обязательств. Первое — полностью покрыть долг Qazaq Air в размере 38 млрд тенге. Второе — и самое важное — предоставить дополнительно 20 самолетов, которые будут зарегистрированы в Казахстане, — отметил Карабаев.
Он отметил, что в целом, компания планирует поставить в Казахстан 50 новых самолетов. Для сравнения, у Air Astana, которая существует на рынке уже 23 года, за это время насчитывается 50 самолетов. Таким образом, в течение 5 лет Казахстан получит дополнительные 50 новых самолетов, что эквивалентно инвестициям не менее чем в 5 млрд долларов.
Журналисты поинтересовались, насколько это вообще безопасно.
Безусловно, безопасно. Это свидетельствует о доверии международных игроков и иностранных инвесторов к Казахстану. Главное для наших граждан — доступность. Теперь, благодаря достаточному количеству самолетов от Vietjet, доступность будет обеспечена. Увеличение конкуренции позитивно скажется на стоимости авиабилетов, — отмечает министр.
По его словам, в случае чрезвычайных ситуаций все объекты на территории Казахстана находятся под контролем государственных органов. Например, международный холдинг вошел в аэропорт Алматы, и с июня наши граждане смогут пользоваться совершенно новым аэропортом. Это свидетельствует о том, что иностранные компании доверяют стране. Также будет создано четыре тысячи новых рабочих мест, включая высококвалифицированных сотрудников, что хорошо для экономики.
По поводу переименования — это решение нового инвестора. Пусть они сами озвучат новое название. Будут как внутренние, так и международные рейсы. Мы предоставляем доступ к нашему рынку и обсуждаем с инвестором Qazaq Air вопрос предоставления аэропортов. 50 самолетов требуют соответствующих аэропортов. Мы рассматриваем передачу нескольких аэропортов Республики Казахстан в доверительное управление с условием дополнительных инвестиций, что создаст новые рабочие места и улучшит инфраструктуру, — отмечает Карабаев.
Министр отметил, что воздушное пространство страны за последний год стало использоваться в два раза активнее. Самолеты делают технические остановки на территории, что способствует становлению страны как крупного авиационного хаба.
SCAT базируется в Шымкенте, Air Astana — в Алматы, Fly — в Караганде. Новый инвестор Qazaq Air также получит аэропорт для базирования. SCAT использует аэропорт Тараза как хаб для туристического потока в Китай и Вьетнам из России. Vietjet обсуждает более широкий план, включая доставку и транспортировку грузов через Актобе и другие аэропорты, — отметил он.
Карабаев уверил, что сейчас на обсуждении несколько аэропортов с Vietjet: Актобе, Туркестан, Кызылорда, Восточный Казахстан. Но окончательное решение будет дополнительно сообщено.
Другие инвесторы из Турции, Вьетнама, Сингапура, России и ряда европейских стран также проявляют интерес к нашим аэропортам, — закончил он.
Ранее АО «Самрук-Казына» объявило о подписании соглашения с вьетнамской Aviation Holdings Company об условиях продажи Qazaq Air.
Ожидается, что договор купли-продажи будет подписан и сделка завершена в ближайшее время.
«Инвестор обязался в течение 5 лет с момента завершения сделки увеличить флот Qazaq Air на 20 самолетов, включая модели Boeing 737-Max8 и Airbus A320/321. Это привлечет прямые иностранные инвестиции в страну», — заявил председатель правления АО «Самрук-Қазына» Нурлан Жакупов.
Aviation Holdings Company является частью Sovico, крупного вьетнамского конгломерата в авиационной, энергетической, строительной и финансовой сферах.
Привлечение международного партнера с богатым опытом в авиации поспособствует развитию гражданской авиации в Казахстане, усилит конкуренцию, увеличит количество международных рейсов в/из Казахстана, создаст рабочие места и будет полезно для логистики, торговли, туризма и других отраслей.
Qazaq Air – компания в портфеле АО «Самрук-Қазына» с главным хабом в аэропорту Астаны, созданная для повышения безопасности и доступности региональных авиаперевозок в Казахстане и приграничных областях.
Примечание: продажа до 100 % акций Qazaq Air иностранному инвестору будет осуществлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан.