Сенатор Сагындык Лукпанов на парламентских слушаниях в палате посоветовал Минпромышленнности Казахстана обратить внимание на положительный опыт Узбекистана в части защиты рынка от импорта товаров, передает Bizmedia.kz.
«В первую очередь это касается защитных мер Казахстана от нарастающего импорта товаров. Не применяются «зеркальные» меры в ответ на многочисленные препоны и барьеры со стороны других стран при экспорте отечественной продукции. Действующие стандарты и система госзакупок не решают вопросы широкого применения продукции отечественной обрабатывающей промышленности на внутреннем рынке, в том числе в таких сферах, как строительство, ЖКХ, сельское хозяйство», — сообщил он.
По его данным, импорт несырьевых товаров за прошлый год повысился на 21,5%, при этом экспорт несырьевых товаров снизился на 5,7%.
«Ряд предприятий импортируют сырье, которое имеется на отечественном рынке. А рынок заполнен импортными продуктами, аналоги которых производятся в нашей стране. Здесь можно привести в пример положительный опыт Узбекистана, где активно применяются меры нетарифного и тарифного ограничения в торговле, стимулирующих спрос на местные товары», — резюмировал сенатор.
Ранее он же заявил, что из Казахстана вывозится сырье, а ввозятся товары с добавленной стоимостью, заявил сенатор Сагындык Лукпанов на парламентских слушаниях. Казахстан остается сырьевой страной: более 50% продукции обрабатывающей промышленности — ресурсоориентированное сырье, а 38,4% — продукция низкой и средней технологической сложности.
«Казахстан экспортирует 87% алюминия, 99% меди, 77% свинца в необработанном или первично обработанном виде. В то же время отечественные предприятия испытывают нехватку сырья. 40% импорта страны — машиностроительная продукция. В прошлом году импорт частей для автомобилей и тракторов вырос почти на 50%, кузова для автомобилей — на 51,3%. Импорт машин и механизмов для сельского хозяйства вырос в 2,5 раза», — сказал сенатор.
Внутренний рынок машиностроения обеспечивается отечественным производством всего на 13%. Основная доля в машиностроении — несложные сборочные производства с минимальной локализацией. Конкретные планы по повышению уровня локализации по крупным предприятиям не утверждены.
Комплексный план по машиностроению, включающий поправки в законодательство и методику расчета уровня локализации, утвержден только в конце прошлого года. Доля мелкоузловой сборки в производстве автомобилей составляет всего 10%», — подвел итог депутат.