По поручению президента Касым-Жомарта Токаева спикер мажилиса Ерлан Кошанов посетил Иран и принял участие в церемонии прощания с погибшим в авиакатастрофе президентом Ирана Ибрахимом Раиси, сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на сайт мажилиса.
Спикер мажилиса встретился с вице-президентом Ирана Мохсеном Мансури и высшим политическим руководством страны, выразив соболезнования от имени президента и народа Казахстана.
«Наш президент глубоко опечален этой трагедией. Направил письмо соболезнования верховному лидеру Ирана Али Хаменеи и иранскому народу. Также посетил посольство Ирана в Астане, оставив запись в книге соболезнований. Ибрахим Раиси останется в нашей памяти как важный политик, внесший вклад в развитие отношений между Казахстаном и Ираном», – сказал Ерлан Кошанов.
Спикер мажилиса подчеркнул, что Касым-Жомарт Токаев придаёт значение укреплению партнёрства с Ираном.
«В этот непростой период благодарим президента Казахстана за посещение нашего посольства в Астане и соболезнования нашему народу и верховному лидеру Али Хаменеи. Мы никогда этого не забудем. Мы заинтересованы в развитии отношений между нашими странами», – сказал Мохсен Мансури.
Вертолёт с президентом Ирана потерпел крушение в провинции Восточный Азербайджан. На борту находились восемь человек, все они погибли. Среди них были губернатор провинции Восточный Азербайджан, представитель лидера Исламской революции в этой провинции и их телохранители.
В Иране объявили пятидневный траур. Церемония прощания с Ибрахимом Раиси началась 21 мая в разных городах: Тебризе, Куме, Тегеране и Мешхеде. Похороны состоятся 23 мая в Мешхеде, где его захоронят в мавзолее имама Резы.
Глава администрации президента Ирана Голам-Хоссейн Эсмаили, летевший с Ибрахимом Раиси на другом вертолете, поделился новыми подробностями об инциденте с президентским вертолетом.
Эсмаили отметил, что погода была благоприятной, облака были только в одной части неба.
«Через тридцать минут полета над месторождением Сунгун появились облака, хотя это был не туман. В ущелье, возможно, был туман, но на нашем маршруте его не было. Облака были немного выше нашего вертолета. Пилот президента дал команду набрать высоту и продолжить полет выше облаков», — сказал он.
По его словам, через полминуты пилот его вертолета заметил исчезновение президентского вертолета.
«Наш пилот развернулся и начал поиск. Сообщили, что контакт был потерян на полторы минуты, и вертолет мог разбиться. Мы несколько раз облетели местность, но радиосвязь установить не удалось. Через 30 секунд мы приземлились на шахте Сунгун», — сообщил он.
Затем пытались связаться с пропавшим вертолетом. На звонок ответил имам Джума-мечети Тебриза Сайед Мохаммад-Али аль-Хашем, который был на борту вместе с президентом.
«Я плохо себя чувствую, не знаю, что произошло и где я. Я под деревьями, никого не вижу, я один», — сообщил он.
Было ясно, что вертолет Bell 212 разбился. Связь с имамом поддерживалась еще несколько часов до его смерти.