Компания Tesla пытается успокоить европейские лизинговые компании после того, как многократное снижение розничных цен автопроизводителем привело к обесцениванию их автопарков и оттоку корпоративных клиентов из-за медленного обслуживания и дорогого ремонта, передает Bizmedia.kz.
Эти усилия включают неофициальные скидки на покупку новых автомобилей со склада и попытки решить многочисленные жалобы на обслуживание, ремонт и заказы, накопившиеся за годы, когда, по мнению менеджеров автопарков и лизинговых компаний, Tesla просто игнорировала эти проблемы.
Об этом стало известно из интервью Reuters с девятью руководителями крупных лизинговых и прокатных компаний, а также с дюжиной менеджеров корпоративных автопарков.
Снижение розничных цен Tesla направлено на стимуляцию продаж в ответ на падение спроса на электромобили и растущую конкуренцию, особенно со стороны китайских производителей, таких как BYD.
Однако это ударило по прибыли крупнейших клиентов Tesla в Европе, где автопарки составляют почти половину продаж автомобилей.
Лизинговые компании покупают новые машины, рассчитывая продать их после окончания аренды. Внезапное падение цен снижает остаточную стоимость автомобилей, что приводит к значительным убыткам для этих компаний.
«Нет ничего хуже, чем постоянное снижение стоимости активов автопарка», — говорит Ричард Кнуббен, генеральный директор брюссельской Leaseurope, группы, представляющей лизинговую и арендную индустрию в 31 стране. «Tesla сейчас активно предлагает нашим членам скидки и компенсации, но я не уверен, что их предложения компенсируют быстрое падение остаточной стоимости автомобилей».
Tesla не ответила на запрос о комментарии. Хотя известно о падении стоимости перепродажи автомобилей Tesla и напряжённых отношениях с автопарками, ранее не сообщалось о кампании по борьбе с этими проблемами.
Топ-менеджер крупной европейской лизинговой компании, пожелавший остаться анонимным из-за отсутствия разрешения на публичные комментарии по поводу Tesla, рассказал, что с середины 2023 года Tesla предлагала неофициальные скидки до 2000 евро ($2134) на Model 3 и Model Y при покупке в конце квартала, если автомобили были в наличии. С конца прошлого года такие скидки стали постоянными.
Тим Альбертсен, генеральный директор Ayvens, крупнейшей в Европе автолизинговой компании с парком в 3,4 миллиона автомобилей, 10% из которых — электромобили, отметил, что сервис Tesla улучшился, но падение стоимости перепродажи остаётся проблемой.
«Tesla поняла это и предложила решения, которые помогают нам справляться с этой ситуацией», — сказал он.
Альбертсен отказался уточнить, что именно сделала Tesla для снижения убытков Ayvens от продажи электромобилей. Arval, подразделение BNP Paribas, занимающееся автолизингом, ведет переговоры с тремя китайскими автопроизводителями о покупке электромобилей после убытков, связанных с падением стоимости Tesla. Когда Tesla впервые начала снижать цены в прошлом году, Арваль предупредил компанию:
«Вы стреляете себе в ногу», — сказал заместитель генерального директора Arval Барт Бекерс.
По словам Бекерса, Arval арендует около 170 000 электромобилей из своего автопарка, насчитывающего 1,7 миллиона автомобилей. Он отметил, что Tesla работает над устранением проблем с ремонтом и обслуживанием, но добавил, что китайские производители электромобилей, «новые соперники» Tesla, избегают этих ошибок, фокусируясь на поддержании высокой стоимости перепродажи своих автомобилей.
Tesla сталкивается с проблемами перепродажи с компаниями по прокату автомобилей. Hertz распродает Tesla на американском рынке, а немецкий конкурент Sixt прекратил их закупки. Sixt заявила, что снижение остаточной стоимости электромобилей Tesla и других брендов сократит ее доходы в 2023 году на 40 миллионов евро (42,7 миллиона долларов).
ВАЖНЫЕ КЛИЕНТЫ
Клиенты автопарка важны на любом автомобильном рынке, но особенно в Европе, где компании часто арендуют значительное количество служебных автомобилей для сотрудников из-за налоговых льгот.
По данным исследовательской компании Dataforce, в прошлом году 44% продаж Tesla в Великобритании и 15 странах ЕС пришлось на лизинг и аренду автомобилей.
В первом квартале продажи автопарков Tesla в этих странах снизились на 2,3%, тогда как общий рынок вырос на 3,5%. Несмотря на это снижение, доля лизинговых компаний и фирм по прокату автомобилей в бизнесе Tesla на этих рынках увеличилась до 49%.
Продажи и прибыль Tesla снижаются по всему миру после длительного периода резкого роста. В первом квартале автопроизводитель сообщил о снижении глобальных поставок на 8,5%, что стало первым падением за последние четыре года.
Снижение продаж в 16 европейских странах произошло после 57-процентного роста в 2023 году по сравнению с предыдущим годом, согласно данным Dataforce.
Европейская ассоциация автопроизводителей подтверждает, что продажи Tesla в Европе выросли на аналогичный процент.
До недавнего времени Tesla использовала преимущество первопроходца, предлагая европейским корпоративным клиентам ограниченные альтернативы для достижения внутренних климатических целей или целей ЕС по выбросам.
Однако ситуация стремительно меняется. Китайские автопроизводители, такие как BYD, завозят более дешевые электрические модели в Европу и активно привлекают корпоративных клиентов Tesla, говорят менеджеры автопарков и руководители лизинговых компаний. Ветераны автопрома, такие как Volkswagen и BMW, также выпускают все более конкурентоспособные электромобили.
ОТЛОЖЕННОЕ РАЗОЧАРОВАНИЕ
Медленное и дорогое обслуживание Tesla стало еще одним больным местом для европейских лизинговых компаний и их клиентов, согласно интервью Reuters с дюжиной менеджеров корпоративных автопарков. Большинство из них отказались назвать свои имена, поскольку активно пытаются решить проблемы с Tesla.
По их словам, ремонт Tesla занимает слишком много времени и обходится значительно дороже, чем ремонт других автомобилей, в основном из-за высокой стоимости запчастей. Тем не менее, среди клиентов Tesla есть и довольные автопарки.
Octopus Electric Vehicles, подразделение британской энергетической компании Octopus Energy, предоставляет автомобили в аренду и имеет около 5 000 Tesla среди примерно 15 000 электромобилей.
Генеральный директор Фиона Ховарт отметила, что Tesla, как первопроходец в области электромобилей, потратила время на налаживание сервисных операций. Она добавила, что сейчас старые автопроизводители сталкиваются с аналогичными проблемами при работе со своими электромобилями. По ее словам, стоимость перепродажи автомобилей Tesla была искусственно завышена во время пандемии коронавируса и должна была снизиться.
«У нас были очень хорошие рабочие отношения с Tesla», — сказала она.
Лорна МакАтир, менеджер по автопарку британской энергетической компании National Grid, рассказала о гораздо более сложных отношениях с Tesla. Она собрала данные о стоимости ремонта и обнаружила, что она втрое выше, чем в среднем по отрасли. Среди других проблем, по словам МакАтир, — громоздкая система заказов и автомобили, поставляемые с дефектами. Например, Tesla поставила несколько электромобилей с деформированными лобовыми стеклами и отказалась чинить их по гарантии.
В автопарке National Grid более 500 Tesla из общего числа 2000 автомобилей. МакАтир заявила, что планирует предложить своей компании исключить Tesla из автопарка, если проблемы не будут устранены. Тем временем главный китайский конкурент Tesla, компания BYD, начинает поставлять автомобили в National Grid.
МакАтир сообщила, что добилась личной встречи с представителями Tesla в середине апреля. Во время этой встречи автопроизводитель пообещал улучшить обслуживание, оптимизировать систему заказов, провести дополнительные встречи и предоставить «дорожную карту» для решения нерешенных проблем, после чего МакАтир почувствовала, что «у нас наконец-то появилась служба поддержки».
В прошлом автопроизводитель не реагировал на запросы, сказала она: «Годами копилось недовольство тем, что автопарки не могут связаться с Tesla».