Компания Tesla продвигает свои планы по глобальному развитию системы автономного вождения, используя данные из Китая, которые могут обрабатываться на местных серверах. Это стратегическое изменение, инициированное Илоном Маском, рассказали Reuters источники, знакомые с проектом, передает Bizmedia.kz.
В рамках этих усилий Tesla намерена создать центр обработки данных в Китае для обучения алгоритмов, необходимых для более полноценных автономных автомобилей, сообщили два инсайдера, пожелавшие остаться анонимными, так как работа над проектом еще не завершена.
Ранее Tesla стремилась получить разрешение от китайских регуляторов на передачу данных, собранных ее электромобилями в Китае, за пределы страны для системы «полного автономного вождения» (FSD). Это подтвердили два человека, знакомые с ситуацией, и еще один осведомленный источник.
Пока неясно, будет ли Tesla использовать оба варианта обработки данных — передачу за границу и местный центр обработки данных, или разрабатывает параллельные стратегии как подстраховку.
Эти усилия подчеркивают стремительность поворота Tesla к ставке на прорыв в области искусственного интеллекта в условиях замедления спроса на электромобили и усиления конкуренции. Компания стремится максимально использовать данные с автомобилей в Китае для разработки ИИ, несмотря на попытки правительства США ограничить передачу технологий ИИ американских компаний в Китай.
Tesla пока не предложила полную версию FSD, стоимость которой эквивалентна почти 9 000 долларов, на китайском рынке. Расширение рынка FSD в Китае могло бы способствовать росту доходов и прибыли компании, которые испытывают давление со стороны китайских конкурентов, таких как BYD.
Tesla не ответила на запрос о комментарии.
По словам двух источников, для разработки FSD в Китае Tesla понадобится сотрудничество с местным партнером, что также может создать проблемы с оборудованием. Компания вела переговоры с Nvidia о приобретении графических процессоров для китайского центра обработки данных, сообщил один из источников. Однако американские санкции запрещают Nvidia и ее партнерам продавать свои самые современные чипы в Китай.
Nvidia отказалась комментировать, велись ли у неё переговоры с Tesla.
Кампания Tesla по расширению использования данных из Китая активизировалась после визита Илона Маска в Пекин в прошлом месяце, где он встретился с официальными лицами, включая премьер-министра Ли Цяня. По словам двух источников, на встрече с Ли Маск стремился получить разрешение на передачу данных Tesla за рубеж. Также обсуждалась возможность инвестирования Tesla в центр обработки данных в Китае.
Маск также обсудил лицензирование систем FSD компании Tesla для китайских производителей электромобилей, сообщил один из собеседников. В апреле Маск заявил, что Tesla ведёт переговоры с ещё одним крупным автопроизводителем о лицензировании FSD, не раскрывая его имени.
Информационное бюро Госсовета Китая не ответило на запрос о комментарии.
Китайский эффект
Китай, крупнейший в мире автомобильный рынок, обладает наиболее обширным парком автомобилей, оснащённых датчиками, способных собирать данные из городов с плотным движением. Эти данные имеют огромную ценность для автопроизводителей и поставщиков ИИ.
По словам двух источников, ранее Маск выступал против создания центра обработки данных в Китае, предпочитая передавать данные в США как более эффективный вариант. С 2021 года Tesla хранит данные, собранные её китайскими электромобилями, в Шанхае. За это время команда Tesla в Китае добивалась от местных регуляторов разрешения на передачу данных за пределы страны.
В рамках пилотного проекта, рассчитанного на год, компаниям в шанхайском районе Линган, где находится завод Tesla, разрешено передавать определённые данные без дополнительной оценки безопасности, сообщило агентство Reuters в пятницу.
Некоторые аналитики полагают, что Маск стремится сделать Китай стартовой площадкой для автономного вождения, аналогично тому, как ставка Tesla на завод Gigafactory в Шанхае в 2019 году позволила ей стать ведущим производителем электромобилей.
«Для Tesla будет важной вехой, если она внедрит FSD в Китае и использует китайские данные для обучения своих алгоритмов,» — отметил Йель Чжан, управляющий директор шанхайской консалтинговой компании Automotive Foresight.
Китай сыграл ключевую роль в расширении производства электромобилей Tesla благодаря заводу в Шанхае. По мнению экспертов, он также станет важным игроком в продвижении технологий автономного вождения. Многие отраслевые аналитики считают, что полностью автономные автомобили не станут массовыми еще несколько лет, и прогнозы на этот счет значительно различаются.
В Китае сейчас предлагаются системы помощи водителю второго уровня, которые требуют присутствия водителя, готового взять на себя управление. FSD (Full Self-Driving) от Tesla и её менее продвинутые системы Autopilot также относятся к системам второго уровня, требующим внимательного водителя.
Автопарки полностью автоматизированных автомобилей, управляемых такими компаниями, как Baidu и стартап Pony.ai, действуют в ограниченных тестовых зонах. Тем не менее, китайские производители электромобилей, включая BYD, придают большое значение развитию систем самообучения и помощи водителю. Mercedes и BMW получили лицензии на тестирование систем третьего уровня, позволяющих водителям убирать руки с руля и смотреть по сторонам на более широком спектре дорог в Китае.
По крайней мере пять автопроизводителей — Hyundai, Mazda, Toyota, Volkswagen и Nissan — получили разрешение на передачу некоторых своих данных за пределы Китая. Однако, как сообщают юристы, государственные СМИ и аналитики, данные, используемые для обучения систем искусственного интеллекта, не входят в эти разрешения.
Группы, представляющие иностранные компании в Китае, отмечают, что штрафы за нарушение законов о конфиденциальности данных, вступивших в силу в 2021 году, являются основным риском для операций с данными.
Во время общения с инвесторами после публикации квартальной прибыли Tesla в прошлом месяце Илон Маск заявил, что Tesla следует рассматривать скорее как компанию, занимающуюся разработкой искусственного интеллекта. Он выразил уверенность в том, что система FSD Tesla будет работать «достаточно хорошо без модификаций практически на любом рынке».
По его словам, она будет функционировать еще лучше, если её обучить с учетом особенностей конкретной страны.