Сегодня начались прения по делу Куандыка Бишимбаева по убийству Салтанат Нукеновой. Перед председателями присяжными выступила прокурор Айжан Аймаганова, которая описала ту роковую ночь, передает Bizmedia.kz.

Пришло время подвести итоги. Уважаемые присяжные, вам досталась ответственная миссия вершить правосудие. Преступление вызвало негодование общественности, которая ждет вашего справедливого вердикта.
Наше дело — это яркий пример бытового насилия. Бытовое насилие вызывает негативное воздействие на физическое, психическое здоровье жертвы, создает страх у жертвы, контроль и подавление в семье, включает в себя манипуляции, угрозы и материальную зависимость.
Бишимбаев обвиняется в двух преступлениях — истязаниях Салтанат и убийстве с особой жестокостью. Байжанов — в соучастии в убийстве.
Я не знала Салтанат, как и многие здесь присутствующие, и к сожалению, уже не узнаю, но в ходе процесса мы поняли, что она была как лучик света, яркой и жизнерадостной, улыбчивой и доброй девушкой. В предварительном расследовании и в ходе суда установлено, что она подвергалась истязаниям в марте, апреле, августе, летом и в октябре 2023 года.
Что такое истязания? Это причинение физических и психических страданий систематическими побоями, если это не привело к причинению тяжкого и средней тяжести вреда.
Истязания подтверждаются потерпевшими, показаниями свидетелей, самого Байжанова, переписками, заметками.
Давайте вспомним переписку Салтанат с Ахмединой, которую просили признать недопустимым доказательством, якобы она сфальсифицирована, тогда как это прямое доказательство.
Салтанат стала материально зависимой, не могла заниматься любимой деятельностью, Бишимбаев поставил ее в зависимое материальное положение. Она делала заметки.
Постоянный прессинг и тотальный контроль — не это ли психическое насилие?
Благодаря переписке можно понять, как манипулировал Бишимбаев Нукеновой.
Из переписок и заметок мы видим, кто действительно являлся жертвой, и это не Бишимбаев. Айтбек показал нам фото, которое отправила Салтанат. Бишимбаев в суде показал, что она сама уходила, что она была агрессивной, могла наброситься кулаками. Бишимбаев, даже защищаясь, очерняет Салтанат, пытаясь убедить, что она сама манипулировала и это он жертва.
У Салтанат уже возник комплекс вины, формируемый Бишимбаевым. Этим объясняется ее нерешительность разорвать токсичные отношения.
Возвраты к нему были связаны с внушением ей Бишимбаевым своей вины. Куандык, обвиняя ее, подтверждает свое глубокое понимание их природы.
Бишимбаев делает вывод, что Салтанат, прерывая и возобновляя отношения, манипулирует им.
Фактически он изводил ее.
Давайте разберем ноябрьский случай — Салтанат заблокировала, через домработницу он снова добился ее возвращения.
Салтанат родилась в семье с устоями традиционного воспитания, где хранительницей очага является женщина. Когда в разладе семьи винили мужчину?
Бишимбаев применял насилие, не давал спать, заставлял ее чувствовать беспомощной.
Лишив поддержки семьи и подруг, Бишимбаев какое-то время мог держать в тайне насилие над Салтанат. Он подавлял ее волю любыми способами, в т.ч. препаратами, которые не назначал врач.
К материалам дела были приобщены фото с травмами Салтанат, сделанные в ходе их проживания.
Байжанов подтвердил ссоры Салтанат и Бишимбаева, он знал о них и знал, что Бишимбаев поднимает руку, и это не вызывало удивления, потому что это было на постоянной основе. При осмотре сотового телефона Байжанова мы установили повреждение вип-кабинок, дверей. Это последствие ярости и агрессии Бишимбаева.
Хотелось бы обратить внимание, что пробоина в двери, как Бишимбаев пояснил, она появилась при переносе рояля, мы считаем это абсурд. Это аналогичное повреждение, что и на двери в день убийства Салтанат.
Наносили удары по одной и той же точке. Значит, тогда Салтанат вновь убегала в страхе и пряталась от Бишимбаева, а он выламывал дверь. Налицо его почерк. О том, что он не мог держать себя в руках, нам показывали свидетели.
При этом никто из свидетелей, которые так или иначе соприкасались с Салтанат, не говорили, что она была агрессивной, грубой и неуравновешенной.
Достоинство человека неприкосновенно. Мы видим, что Бишимбаев неоднократно нарушал права и достоинство Салтанат, он ее изнурял, унижал и избивал. Я впервые столкнулась со случаем, когда вроде и ум есть, и интеллект работает, и внешне человек выглядит неплохо, но в человеке нет главного, нет сердца.
Мы не увидели в его глазах ни сожаления, ни сострадания, ни раскаяния. Получила ли Салтанат Нукенова смертельные удары от падения на пол или унитаз, или потому что их нанес Бишимбаев?
У нее обнаружены множественные телесные повреждения. Эксперты пришли к выводу, что телесные повреждения являются наружными контактными, приведшие к ЧМТ и ее смерти. Они соответствуют ударам в область головы около 12-13 раз.
Бишимбаев рассказал, как Салтанат головой ударилась об унитаз, падала лицом в пол, но экспертиза свидетельствует об обратном. Она показала, что предметом могут быть кулак или обутая нога, их нельзя получить в результате падения с высоты роста.
Удары руками зафиксированы на камеру. О том, что Бишимбаев пинал Салтанат еще и ногами, свидетельствует щелевидная рана на подбородке.
Ранее адвокат Бишимбаева попросил убрать из зала людей в футболках с надписями «За Салтанат» и «Пожизненное.
На суде по делу Куандыка Бишимбаева его адвокат Ерлан Газымжанов выступил с ходатайством.
«В зале присутствуют люди в майках с надписями «За Салтанат», «Пожизненное», которые сидят напротив присяжных и могут повлиять на их мнение», — сообщил защитник.
Адвокаты потерпевшей стороны возразили, что люди имеют право выражать свое мнение, и удаление их из зала будет нарушением их прав. Прокурор с этим согласился.
Судья Айжан Кульбаева отказала в ходатайстве.