В последние годы электромобили китайского производства стали чаще появляться на дорогах Казахстана и в мире. Эти новые энергетические автомобили (NEV) являются новым глобальным трендом, заданным китайскими производителями. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Как отмечает аналитик Halyk Finance Гульмира Камеденова, доступность китайских электрокаров превратила их из роскоши в доступное средство передвижения для многих благодаря изменениям на рынке, в технологиях и стратегиях игроков рынка. Тем не менее, прогнозы аналитиков о будущем NEV и его влиянии на мировую автоиндустрию различаются.
Китайские электромибили и Казахстан
В 2023 году китайский автопром экспортировал 1.54 млн электромобилей, заработав $34.12 млрд и обогнав Японию. Доля Китая в мировом экспорте электромобилей выросла до 35% по сравнению с 4.2% в 2018 году.
В Казахстане китайские электромобили тоже набирают популярность: в 2022 году было импортировано 908 электромобилей на $13 млн, а в 2023 — уже 8 058 на $329 млн.
Достижения Китая во многом обусловлены его политикой. Важную роль сыграло и перепроизводство дешёвых товаров (одежда, мебель, техника), которое в последние десятилетия утратило для страны выгоду.
Производство электромобилей входит в новую стратегию Китая, нацеленную на развитие высокотехнологичного производства и создание более сложной и дорогой продукции. Для стимуляции NEV правительство Китая применяет комплекс мер: (i) финансирование НИОКР; (ii) поддержка покупателей; (iii) развитие зарядной инфраструктуры; (iv) преференции для владельцев NEV; (v) стимулирование производства NEV.
Откуда такой успех?
Китай стремится к доминированию на авторынке, усиливая конкуренцию среди производителей электромобилей. В результате этой конкуренции, более десятка брендов, включая WM Motor, Byton и Aiways, покинули рынок. В октябре 2023 года Mitsubishi Motors остановила производство в Китае, присоединившись к Honda, Hyundai и Ford, которые также сократили расходы через увольнения и продажу заводов.
Аналитики разделились во мнениях о причинах успеха китайского автопрома. CNN считает, что успех обеспечили ценовой демпинг, перепроизводство и фокус на развивающиеся рынки, в то время как европейские производители ориентировались на более дорогие модели для клиентов с высоким доходом. Госсовет КНР отмечает, что успех китайских NEV обусловлен низкой себестоимостью аккумуляторов и эффективными цепочками поставок.
Hinrich Foundation подчеркивает контроль Китая над глобальными поставками ключевых компонентов для электромобилей, особенно редкоземельных элементов и литий-ионных аккумуляторов, как стратегическое преимущество. Аналитик из Harvard Business Review выделяет три ключевых фактора успеха: эксперименты в смежных отраслях, операционные инновации и совершенствование ключевых технологий.
Битва рыночных игроков
Экспансия китайских NEV вызывает озабоченность у правительств США и Европы. Быстрый рост NEV и доминирование Китая на этом рынке видится как угроза. В ответ, США и ЕС вводят ограничения на импорт NEV. Например, с 2025 года китайские электромобили не будут получать налоговые льготы в США.
Тем временем, выставка Auto China 2024 в Пекине показала уверенность Китая в своем лидерстве, опережая знаменитые немецкие и японские бренды. Выставка выделилась новыми технологиями китайских автопроизводителей, где из 278 моделей 117 были новинками.
Прогноз
Китай не собирается сокращать производство NEV, поскольку электромобили играют важную роль в его экономике. В 2021 году их доля в ВВП составила 0.37%, в 2022 – 1.6%, а к 2030 году, по оценкам экспертов, достигнет примерно 5%. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2030 году Китай займет 60% мирового рынка электрокаров, став лидером продаж.
Однако успех китайских автопроизводителей на международном уровне зависит не только от продукта. Им нужно глубоко изучить глобальный рынок, включая конкуренцию, потребительское поведение и инфраструктуру. Ключ к успеху также в возможности строить заводы, сети обслуживания и зарядную инфраструктуру за рубежом.
Немного информации от нас
Тем временем в Bloomberg сообщают, что Tesla будет сотрудничать с Baidu для внедрения автопилота в Китае.
Компания Tesla Inc подписала соглашение с Baidu Inc о внедрении функций полного самоуправления в Китае, используя карты и навигацию Baidu.
Электромобильный гигант планирует интегрировать свои FSD-услуги, ключевое направление развития по словам Илона Маска, с навигацией Baidu до уровня полосы движения. Это объявление последовало за новостью о скорой интеграции карт Tesla в Baidu и посещением Маском Китая.
Сотрудничество с Baidu позволит Tesla обойти регуляторные барьеры для сбора данных на дорогах Китая, открывая дорогу для предложения FSD. Маск заявил об активизации внедрения FSD на фоне замедления спроса и роста конкуренции.
Он также анонсировал запуск первого роботакси Tesla в августе. Для Baidu сделка расширяет возможности для своего ПО и сбора данных, дополняя соглашения с Xiaomi и Huawei и разработку совместного EV с последним.