Начиная с первого января 2023 года, в Налоговый кодекс внесены определенные корректировки, вследствие которых было восстановлено применение специального налогового режима (СНР) для розничного налога, сообщает Bizmedia.kz.
Под этим режимом налог на добавленную стоимость (НДС/УСН), исключая налог, взимаемый при источнике, должен высчитываться самим налогоплательщиком. Это предполагает налогообложение по ставке 4% от суммы доходов, заработанных внутри и за пределами Казахстана, и по ставке 8% от доходов, полученных от продажи товаров, выполнения работ и предоставления услуг другим налогоплательщикам, действующим в соответствии с разделом 3-2 статьи 242 Налогового кодекса, который касается вычета расходов при расчете НДС/УСН (согласно п. 4 ст. 696-3 Налогового кодекса).
Помимо этого, органы местного самоуправления получили возможность уменьшать базовую ставку в 4% максимум на половину в зависимости от специфики производственной деятельности и географического расположения субъекта хозяйствования. Однако указанное снижение ставок не может быть применено индивидуально к конкретным налогоплательщикам, как это прописано в пункте 5 статьи 696-3 Налогового кодекса.
№ | Наименование области | номер и дата Решения | процент ставки |
1 | Акмолинская обл. | 1) Аккольский № С 20-1 от 27.03.24г. 2) Аршалынский № 17/2 от 27.03.24г. 3) Астраханский № 8С-19-4 от 27.03.24г. 4) Атбасарский № 8С 14/2 от 26.03.24г. 5) Буландынский № 8С-17/12 от 27.03.24г. 6) Бурабайский № 8С-15/2 от 27.03.24г. 7) Егиндыкольский № 8С-19/4 от 27.03.24г. 8) Биржан-Сал № С-12/3 от 29.03.24г. 9) Ерейментауский № 8С-18/8-24 от 27.03.24г. 10) Есильский №8С-18/2 от 19.03.24г. 11) Жаксынский № 8С-24-3 от 27.03.24г. 12) Жаркаинский №8С-24/3 от 26.03.24г. 13) Зерендинский № 15-105 от 27.03.24г. 14) Коргалжынский № 4/15 от 27.03.24г. 15) Сандыктауский № 11/1 от 27.03.24г. 16) Целиноградский № 153/19-8 от 27.03.24г. 17) Шортандинский №8С-16/6 от 27.03.24г. 18) г.Кокшетау № С-11/9 от 27.03.24г. 19) г.Косшы № 111/24-8 от 29.03.24г. 20) г.Степногорск № 8C-11/12 от 27.03.24г. | 2% |
2 | Павлодарская обл. | 1) Актогайскому р. № 120/16 от 19.03.24г. 2) Баянаульскому р. №122/16 от06.03.24г. 3) Железинскому р. №98/8 от 14.03.24г. 4) Иртышскому р.№70-19-8 от 06.03.24г. 5) р. Теренколь №1/15 от 01.03.24г. 6) р. Аккулы №83/18 от 26.03.24г. 7) Майсккому р. №2/12 от 26№03№24г. 8) Павлодарскому р. №15/137 от27.03.24г. 9) Успенскому р.№ 85/16 от 28.02.24г. 10) Щербактинскому р. №69/21 от 15.03.24г. 11) г.Аксу № 111/16 от 23.02.24г. 12) г Павлодар №131/15 от27.03.24г. 13) г.Экибастуз №132/16 от 24.02.24г. | 2% |
3 | Туркестанская обл. | 1) р. Байдибек от 20.03.24г. № 14/67 2) Ордабасинский р.от 27.03.24г. № 13/7 3) Отырарский р.от 29.03.24г. №13/71-VII 4) Казыгуртский р.от 27.03.24г. № 12/80-VIII 5) Төлебийский р.от 28.03.24г. № 11/64-VIII 6) Мақтааральский р.от 29.03.24г. №14-94-VIII 7) Сайрамский р. от 28.03.24г. № 14-109/VIII 8) Сарыағашский р.от 27.03.24г. № 16-124-VIII 9) Созакский р. от 19.03.24г. № 99 10) Тюлькубаский р. от 19.03.24г. № 16/1-08 11) г. Арыс от 20.03.24г. № 16/102-VIII 12) Шардарский р.от 18.03.24г. № 21-99-VIII 13) г. Кентау от 12.03.24г. № 93 14) Жетысайский р.от 28.03.24г. № 14-83-VIII 15) Туркестанский гор. от 18.03.24г. № 15/67-VIII 16) Келесский р. от 27.03.24г. № 12-105-VIII 17) Сауранский р. от 19.03.24 г. № 140 | 2% |
4 | г. Шымкент | маслихат г.Шымкент от 19.03.24г. № 14/120-VII | 2% |
5 | г. Астана | № 50/5-VIII от 30.06.23г | 3% |
6 | обл. Жетісу | 1) по Аксускому р.№ 25-112 от 14.03.24г. 2) по Алакольскому р № 26-1 от 19.03.24г. 3) по Каратальскому р № 18-68 от 16.02.24г. 4) по Кербулакскому р № 13-104 от 28.03.24г. 5) по Коксуйскому р. 20-82 от 27.03.24г. 6) по Саркандскому р №21-90 от 20.03.24г. 7) по Ескельдинскому р. № 21-65 от 12.03.24г. 8) по г. Талдыкорган № 16-93 от 12.02.24г. 9) по г.Текели № 14-74 от 26.02.24г. | 1) 2% 2) 3% 3) 2% 4) 2% 5) 2% 6) 3% 7) 2% 8) 2% 9) 2% |
7 | Мангистауская обл. | 1) Бейнеускому р. №14/119 от 26.03.24г. 2) Каракиянскому р. №13/103 от 28.03.24г. 3) Мангистаукому р. №10/77 от 29.03.24г. 4) г. Акау №11/№64 от 28.03.24г. 5) г. Жанаозен №14/113 от 28.03.24г. 6) Мунайлинскому р. №13/78 от 27.03.24г. | 3% |
8 | Кызылординская обл. | 1) № 4/2 от 27.06.23г; 2) № 41 от 30.06.23г; 3) № 69 от 23.06.23г; 4) № 53 от 23.06.23г; 5) № 52 от 30.06.23г; 6) № 4-4 от 27.06.23г; 7) № 45-5/1 от 30.06.23г; | 2% |
9 | Карагандинская обл. | 1) № 6/58 от 30.06.23г; 2) № 49 от 27.06.23г; 3) № 6/7 от 30.06.23г; 4) № 37 от 27.06.23г; 5) № 3/34 от 26.06.23г; 6) № 9 от 27.06.23г; 7) № 5/51 от 27.06.23г; 8) № 56 от 27.06.23г; 9) № 6/42 от 27.06.23г; 10) № 5/52 от 30.06.23г; 11) № 6/65 от 27.06.23г; 12) № 30 от 27.06.23г; 13) № 269/4 от 27.06.23г; | 2% |
10 | Западно-Казахстанская обл. | 1) г.Уральск № 9-9 от 28.02.24г. 7) Бурлинский р.№12-16 от 18.03.24г. 8) Казталовский р.№ 16-1 от 28.03.24г. 9) Чингирлауский р.№ 19-1 от 29.03.24г. 2) Бокейординский р.№ 15-3 от 29.03.24г. 3) Теректинский р №14-3 от 27.03.24г. 7) Акжайкский р №15-5 от 29.03.24г. 8) Байтерекский р №13-10 от 27.03.24г. | 3% |
11 | Северо-Казахстанская обл. | 1) Тайыншинский р. от 30.01.24г. № 134/10 2) Есильском р. от 01.03.24г. № 14/221 3) г. Петропавловск от 27.03.24г. № 6 4) Акжарский р. от 28.02.24г.№ 17-1 5) Тимирязевский р. от 07.03.24г. № 13/2 6) р. им. Габита Мусрепова 28.03.24г. № 16-6 7) Мамлютсктй р. 28.03.24г. № 24/3 | 1) 2% 2) 3% 3) 3% 4) 3% 5) 3% 6) 3% 7) 3% |
12 | обл. Абай | 1) г.Семей от 07.03.24г. №11/125-VIII 2) Бескарагайский р.от 19.03.24г. №14/6-VIII 3) г.Курчатов от 21.02.24г. №15/93-VIII 4) Урджарский р.от 18.03.24г №13-243/VIII 5) Абайский р.от 28.03.24г №14/10-VIII 6) Жарминский р.от 04.03.24г №11/216-VIII 7) Кокпектинский р.от 19.03.24г №11-2 | 1) 3% 2) 2% 3) 3% 4) 3% 5) 3% 6) 3% 7) 2% |
13 | обл. Ұлытау | Сатпаевский гор.м № 105 от 28.02.24г. Жезказганск.гор.м № 15/84 от 13.02.24г. | 2% |
14 | Актюбинская обл. | № 145 от 08.02.24г. город Актобе № 175 от 09.02.24г.Айтекебийский р. № 156 от 05.02.24г. Темирский р. № 107 от 06.02.24г. Иргизский р. № 130 от 01.03.24г. Алгинский р. № 220 от 15.03.24г. Шалкарский р. | 2% 2% 3% 2% 2% 2% |
15 | Алматинская обл. | г. Конаев от 13.03.24г. № 23-80 Талгарский р. от 28.03.24г. № 20-76 | 2% |
16 | Восточно-Казахстанская обл. | 1) 15.02.24г. № 16/2 –VIII г. Усть-Каменогорск 2) 06/03/24г. № 12/3–VIII р.Алтай | 1) 2% 2) 2% |
17 | Атырауская обл. | ||
18 | Жамбылская обл. | ||
19 | Костанайская обл. |
На данный момент, положение о снижении нормативной ставки для использования розничного налога в специальном налоговом режиме было одобрено в 16 территориальных единицах/городах, но стоит учесть, что не во всех из упомянутых регионов решения были признаны в местных маслихатах.
Ранее на пресс-конференции, организованной Комитетом госдоходов, Ерканат Шынберген представил детали о нововведениях в налоговой политике, направленных на поддержку ритейлеров и сервисных предприятий с начала 2023 года. Эти меры, задуманные в период борьбы с последствиями COVID-19, устанавливают льготный налоговый режим, игнорирующий НДС и социальные выплаты, предоставляют привилегии мультилокационной торговли и предлагают уменьшение налогового бремени на зарплатную ведомость.
Стать участником указанных льгот можно, соответствуя строгим критериям: численность штата не более 200 человек, годовой оборот до 600 000 МРП (эквивалентно приблизительно 2,2 млрд тенге на 2024 год) и причастность к определенной номенклатуре деятельности. Основная налоговая ставка тут фиксируется на уровне 4% от полученного дохода с правом на получение скидки в 50% от местных органов управления. В ситуации, когда предприятие может подтвердить свои затраты через документы, применяется тариф в 8%, который также может быть снижен.
В аспектах регулирования к 2024 году планируется расширение перечня предприятий, которым доступен этот специальный налоговый режим, с 190 до 364, подчеркивая при этом внимание на сферы рынка и услуг, обслуживающие физических лиц и не имеющие значительных доходов. Ассортимент, попадающий под данное регулирование, в первую очередь касается продовольственных и других товаров народного потребления, а также включает в себя ремонтные и издательские услуги.
Введенные корректировки предоставляют право органам местного самоуправления устанавливать уменьшенные спецставки до 30 марта каждого года для их применения в последующем финансовом периоде. Этот маневр вызывает переход на общие принципы налогообложения, отходя от прежнего подхода, что непременно скажется на методах подсчета налогов с доходов от продажи товаров и оказания услуг.
В свою очередь, депутат Руслан Берденов выступил с инициативой уменьшить налоговую ставку с 4% до 2% до завершения первого квартала 2024 года, аргументируя это потенциально благоприятным воздействием на экономическую среду в свете последних корректировок Налогового кодекса.