Анастасия Макова — налоговый консультант I категории, резидент Казахстанской ассоциации налоговых консультантов, профессиональный бухгалтер РК. Автор более 20-ти курсов и вебинаров на различные темы в сфере налогового и бухгалтерского учета. Директор учебного центра «Макбух» и одноимённой компании по аутсорсингу бухгалтерского, налогового и кадрового учёта. Анастасия — практикующий бухгалтер в разных сферах непрерывно с 2009 года, а также лауреат премии People Awards в номинации «Бухгалтер года 2021». Автор блога в Instagram «Makbuh04» с аудиторией в 56,9 тысяч подписчиков.
— Ваше мнение о системе налогообложения в РК?
— В Казахстане сейчас усложнённый кодекс, много специальных налоговых режимов, много условий применения того или иного режима. На 2025 год планируется внедрение нового кодекса, где системы налогообложения пересмотрят, и, как обещают, всё будет более просто и понятно. Моё мнение — сейчас всё слишком сложно.
— Какой, по вашему мнению, должен быть уровень подготовки в области налогообложения у предпринимателя малого бизнеса?
— Когда предприниматели открывают бизнес, они изучают рынок, поставщиков, пути сбыта товаров и услуг, но многие почему-то забывают изучать также и налоги. В основном все стараются для начала применить «упрощёнку», но в дальнейшем из-за отсутствия знаний часто возникают проблемы: неправильно выбрал режим, или вовремя не заметил, не изменил режим, при этом превысил порог по НДС, — вот такие нюансы. Я думаю, что при открытии бизнеса желательно обращаться за советом к профессионалам, к проверенным, действительно компетентным консультантам. Если нет возможности сразу нанимать бухгалтера, то хотя бы пойти и получить консультацию: за какими порогами нужно следить, какой режим налогообложения подобрать и так далее. Я считаю, что руководитель малого бизнеса должен сам иметь элементарные знания по налогообложению, чтобы понимать, где у него точки контроля, на что обращать внимание. Даже при наличии бухгалтера, важно, чтобы сам предприниматель мог контролировать его работу.
— Ваше мнение о профессиональном уровне специалистов бухучета, работающих в малом бизнесе?
— Сейчас специалистов и хороших много, и тех, кто недостаточно компетентен, тоже много. Но, в основном это вызвано часто меняющимся законодательством. Практикующему бухгалтеру очень сложно уследить за всеми изменениями, так как он обычно загружен работой от и до. Не поднимая головы, он весь день занимается своей текущей работой, и изучать, что изменилось в законах, обычно некогда. А изменения у нас происходят очень часто: за семь лет существования налогового кодекса изменения вносились около 50 раз. И, несмотря на то, что есть новостные порталы, есть Instagram-страницы, где дают разъяснения, как у меня, например, — на изучение нужно время, зачастую бухгалтеры просто не успевают за этим. Тут даже больше вопрос не столько компетентности бухгалтеров, сколько беспокойности нашего законодательства.
— На ваш взгляд, бухгалтерское обслуживание — это существенные расходы для малого бизнеса?
— Я думаю, что нужно менять подход к расходам на бухгалтера. Менять в сторону того, что бухгалтер — это не только должность, которая требует зарплаты и не приносит никакой прибыли. Бухгалтер на самом деле способен очень сильно экономить деньги, если он умеет оптимизировать налоги легальным, законным способом. Многие предприниматели думают, что когда они платят много налогов — это значит, бухгалтер виноват. Совсем уж не платить налоги не получится. Зачастую бывает, что предприниматель переплачивает из-за того, что он либо не проконсультировался, либо его бухгалтер просто не мотивирован на то, чтобы оптимизировать налоги. А мотивация может быть такая: выстроить системы KPI, как мы выстраиваем для менеджеров, чтобы они были заинтересованы в продажах. Так же и бухгалтеру выстраивать систему KPI, чтобы он был заинтересован в заработке. Где-то снизить расходы за счет оптимизации налогов, где-то за счет экономии других статей затрат. Грамотная организация — в компетенции бухгалтера. И если бухгалтер будет в этом заинтересован, то, возможно, что и расходы на бухгалтерию будут оправданы.
— Бухгалтерские курсы (от одного до трёх месяцев) – эффективно ли такое обучение?
— Если ты ничего не знаешь в бухгалтерии, за месяц всему научиться невозможно. Бухгалтерия — это сфера, где обучаться нужно постоянно. Даже я, будучи с пятнадцатилетним практическим опытом, человек, который почти наизусть знает статьи налогового кодекса, где какую статью применить, и то — постоянно учусь. Поэтому сказать, что пройти курс за 1-2 месяца и стать бухгалтером… Я считаю, что это невозможно. Но можно получить базовые знания. Базовые знания, чтобы стартануть, начать работать, а всё остальное — уже на практике, дополнительно проходить ещё более углублённые курсы. Нет, за 1-3 месяца стать полноценным бухгалтером невозможно, нужен опыт, практика.
— Оцените, пожалуйста, доступность информационных ресурсов в области налогообложения.
— Сейчас налоговые органы ведут странички в Instagram, есть каналы в Telegram. Например, есть Telegram-канал Комитета государственных доходов, где выкладывают новости, пресс-релизы. Информативность есть, просто не все это читают, не все это изучают. От человека зависит, возможность получить информацию есть, а получает он эту информацию или нет — это уже его выбор.
— По вашему мнению, привлекательна ли профессия бухгалтера для молодежи?
— Я думаю, что да, так как эта профессия — одна из тех, которую очень сложно автоматизировать и заменить искусственным интеллектом. Это профессия живая, она и сложна, и в то же время интересна. И если у человека есть способности, он хочет, ему нравится работать в бухгалтерии, — то все эти сложности, которые возникают с нашим часто меняющимся законодательством, не станут преградой, препятствием. Я знаю многих людей, которые действительно любят свою профессию. Это та профессия, которая нужна всем, всегда и везде, особенно с введением всеобщего декларирования, я думаю, что уровень уважения и значимости бухгалтера будет расти с годами. Поэтому я считаю, что это привлекательная профессия.