Министерство энергетики подтверждает намерения по уравниванию розничных стоимостей на горючее с ценами в государствах-соседях, сообщает Bizmedia.kz.
Анализ показывает, что стоимость Аи-92 в странах Евразийского экономического союза превышает казахстанские цены на 19-170%, а дизельное топливо – на 7-107%. Введение поэтапного увеличения стоимости горючего с апреля 2023 года направлено на предотвращение нелегального вывоза и «серого» экспорта топлива в приграничные территории.
Сложность ситуации усугубляется нестабильностью цен на горючее в соседних государствах и риском дефицита ГСМ в РФ из-за украинских беспилотников, атакующих российские нефтеперерабатывающие заводы. Эксперты выражают сомнение в эффективности текущей стратегии Минэнерго, указывая на необходимость внедрения мер, таких как свободная торговля экспортом и импортом на биржевых площадках, приватизацию ключевых заводов и другие фундаментальные реформы, для достижения ценового равенства.
При этом предложения специалистов и возникающие новые вызовы остаются без внимания со стороны официальных лиц.
Аналитики из Halyk Finance выразили свое несогласие с последним предложением министерства по энергетике касательно увеличения тарифов на бензин и дизель для иностранных потребителей. Они подчеркивают, что для достижения равновесия между ценами на нефть и нефтепродукты на внутреннем и мировом рынках, а также для обеспечения динамичного развития энергетической отрасли, необходимо создать условия для свободной коммерции, в том числе через экспортно-импортные операции, проведение биржевых аукционов, запуск программы приватизации для ключевых нефтеперерабатывающих предприятий и прекращение действующей политики государственного регулирования и ценовых субсидий на национальном уровне.
Экономист Галымжан Айтказин ранее критиковал министерство за их неудачную попытку контролировать утечку недорогого казахстанского топлива на внешние рынки путём увеличения цен для иностранных покупателей.
Предоставленные данные по средней цене на бензин в государствах Евразийского экономического союза за 2023 год (подсчёты проведены ЕЭК) показывают, что в Казахстане цены на топливо выросли заметно: бензин стал дороже на 13,6%, а дизель на 15,1%. Наибольший рост стоимости бензина зарегистрирован в Алматы (15,5%), Караганде (14,2%) и Атырау с Астаной (по 14,1% в каждом городе), тогда как в Шымкенте зафиксирован самый низкий рост — 11,2%.
В Алматы наблюдается максимальное удорожание дизельного топлива, которое подскочило до 28,3%. За ним следуют Кызылординская и Жамбылская области, где цены поднялись на 27,6% и 24,8% соответственно. Наименьший рост стоимости зафиксирован в Атырауской области, составив всего 1,1%. Тем временем, в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской и Костанайской областях зафиксировано падение цен на топливо. По средним данным, стоимость литра бензина марки АИ-92 достигла отметки в 202 тенге, для АИ-95/96 — 252 тенге, а бензин высшей марки АИ-98 обойдется в 287 тенге. Цена летнего дизеля достигла 293 тенге за литр, тогда как за зимний вариант необходимо будет отдать 543 тенге.