Сегодня, когда большая вода понемногу начинает отступать, этот вопрос перестает быть риторическим, размышляет Bizmedia.kz.
Небезызвестный Александр Невзоров вешает в своей «телеге» апокалиптическое видео, сопровождая его такой подписью: «Попы с иконами летают над Курганской областью. В результате, вода в области поднялась еще на метр превысив все прежние рекорды. Ущерб уже оценивают в 40 миллиардов рублей. Всероссийский потоп добрался и до Сибири. Река Томь вышла из берегов. На видео женщина сообщает, что все тонет и «скотина» тоже. Слышно, как жалобно мычит корова. Людей не спасают».
У нас над подтопленными регионами имамы и служители иных культов пока замечены не были, Летают чиновники разных калибров – в том числе, глава государства в пострадавшие области прилетал. Да и спасатели, хвала Аллаху, работают в авральном режиме. А их начальники регулярно отчитываются перед журналистами: сколько людей спасено, сколько еще остается в опасной зоне, где ожидать от стихии новых «водных вводных». В общем, государственная машина, которую в «мирные» времена много – и часто справедливо – ругают за громоздкость и неповоротливость, в экстремальной ситуации выглядит вполне себе…
И тем не менее, сегодня (на фоне экспертно-обывательского хора, прогнозирующего небывалый – уж никак не меньше российского! – материальный и иной ущерб), пострадавшим — десяткам тысяч обычных людей, в одночасье потерявшим все нажитое годами, нужно услышать главное: сограждане, власть с вами, никто не будет обойден ее вниманием и помощью! Такие заверения звучат сейчас со всех уровней вертикали власти. Вообще, стоит признать: обещать и ободрять у рулевых наших получается совсем не плохо, причем, в отличие от соседей, без божьей помощи.
Все мы помним, как последовательно и грамотно строилась «идеологическая работа с населением» в дни пандемийной чрезвычайщины. И во многом именно это позволяло если не снимать совсем, то существенно ослаблять социальное напряжение. А уж президент в те дни показал «городу и миру» незаурядные таланты кризис-менеджера. Во многом им Касым-Жомарт Кемелевич обязан стабильно высоким рейтингом популярности, социологические замеры которго периодически оглашаются.
Вот и на сей раз национальный лидер обратился к нации с трибуны очередного Нацсовета – а именно, Национального совета по науке и технологиям (НСНиТ).
Люди старшего поколения, заставшие самый разгар провозглашенной в СССР борьбы «за мир во всем мире», наверняка, помнят песню-воззвание We shall overcome (Мы преодолеем) в исполнении американского политбарда-коммуниста Дина Рида. Симпатичный парень в ковбойской клетчатой рубахе с простым и открытым лицом мгновенно был поднят на щит советской идеологической машиной и стал для комсомольско-молодежных вожаков тем, что сегодняшние российские пропагандисты привычно именуют «духовной скрепой».
Трудно сказать, помнит ли президент постсоветского Казахстана господин Токаев товарища Рида с его яростным гитарным боем, но лейтмотивом выступления в минувшую пятницу перед членами НСНиТ стал именно ридовский посыл -we shall overcome.
— Наш народ преодолел не менее сложные времена. Все удалось преодолеть благодаря крепкому единству. В такой ответственный момент также ярко проявляется незыблемая солидарность нашего народа. Мы все преодолеем! Как говорится, «нет худа без добра». В такие времена закаляются единство страны и профессионализм специалистов. Сейчас тысячи государственных служащих трудятся днем и ночью вместе со спасателями и волонтерами. Они борются со стихией, спасают людей и устраняют последствия наводнения. Подлинный патриотизм каждого гражданина проявляется в реальной жизни. Служение народу — это долг. А верное служение своей стране в трудные времена — это священный долг! – обратился президент к соотечественникам.
И, надо сказать, сделал он это вовремя: паводковая обстановка в Казахстане (особенно на западе страны) не располагает к спокойствию. Сообщения отечественных информагентств и вбросы в соцсетях напоминают фронтовые сводки, а ЛОМы (сиречь, «лидеры общественного мнения»)регулярно подкидывают дровишек в этот информационный костер.
Как выяснилось , государство – когда оно ему надо – эти вбросы отслеживает и оперативно на них реагирует.
Вот один только пример. Стоило одному «именному» телеграм-каналу риторически вопросить: а почему в свое время в Таразе ликвидировали благополучно существовавший там с советских времен гидромелиоративно-строительный институт, как глава»слышащего государства» объявил участникам упомянутого заседания НСНиТ:
Принято решение о восстановлении гидромелиоративно-строительного института в Таразе с соответствующим материально-техническим обеспечением. В плачевном положении находится Институт сейсмологии. Я поручил правительству внести конкретные предложения по повышению научного потенциала института, а также по развитию сейсмологии и инструментов наблюдения за сейсмическим режимом. По моему поручению на территории Алматы будет проведено специальное сейсмологическое исследование. Акимат выделит средства на проведение трехлетних научно-исследовательских работ.
Ну, про нужды сейсмологов, чья научно-техническая база и кадровый потенциал уступают даже нашим «бедным родственникам» из соседнего Кыргызстана мы все дружно вспоминали в январе – после нешутейного «землетряса». А вот институт в Таразе – это как раз про специалистов по строительству дамб и плотин, каковых – и спецов, и плотин – нам катастрофически не хватает в регулярно повторяющиеся паводковые сезоны. А если честно, то выпускники таразского института очень даже пригодились бы и в засуху, которую эксперты пророчат стране наступающим летом. Вот только пока этот Феникс возродится, пока выпустит первых инженеров-мелиораторов, стихия успеет не смыть, так поджарить добрую половину страны… Тут еще ученые предупреждают: если пресловутое глобальное потепление будет прогрессировать нынешними темпами, то циклы «потоп-засуха» на нашей пока еще голубой планете будут учащаться и ужесточаться…
А тем временем, власти наши остаются верны сомнительному алгоритму «на охоту идти – собак кормить». Вроде бы решительно взявшееся за дело ново-старое правительство то и дело наступает на разбросанные предшественниками грабли. Но штука в том, что абсолютное большинство «разбрасывателей» достались Олжасу Бектенову от предшественника Алихана Смаилова. И если Олжас Абаевич публично признает, что подготовка к паводковому сезону «проведена» исключительно на бумаге, то разве не должен он направить президенту представление об освобождении от должности первого вице-премьера Романа Скляра, курировавшего антипаводковые мероприятия? Обязан, согласитесь! Однако, вместо того, чтобы стоять в очереди на бирже труда, оставленный при должности (хоть и схлопотавший «неполное служебное соответствие») Роман Васильевич утешает пострадавших от большой воды на казахском языке – о чем с умилением вещают телевизионщики с блогерами. Не потеряли кресел (пока, во всяком случае) и другие прямые и косвенные виновники потопа – акимы наиболее «подмоченных» областей вкупе с рулевым Минвод Нуржаном Нуржигитовым, давшим скептикам повод усомниться в востребованности — не только лично своей, но и своего свежеиспеченного министерства. Стоит ли говорить о репутационном ущербе, понесенным инициатором рождения нового ведомства – главой государства?
Между тем, цена «мокрого» вопроса» пока не подсчитана. Хотя уже сейчас очевидно: наша казна, латаная-перелатаная белыми нитками нацфондовских траншей, эту ношу осилит едва ли – даже при участии широко разрекламированного в недавнем прошлом фонда «Казакстан халкына» с его «прямым, как оглобля» (по известному выражению бывшего президента) управляющим Болатом Жамишевым. Сегодня эта благотворительная «прачечная» для вчерашних бенефициаров «старого Казахстана» явно перегружена: согласно постановлению правительства, Фонд реализует более 25 благотворительных программ в медицине, образовании, спорте, культуре, социальной сфере, а также – внимание! — оказывает помощь при ЧС. Пока об этой помощи официально не сообщалось – видимо, «сумма прописью» станет известна после окончательного подсчета «цены потопа». Но в одиночку даже «Человек-Оглобля», скорее всего, этот воз не вытянет.
Значит, имеются только два варианта из двух возможных. Вариант первый – Фонд будущих поколений («в миру» – Национальный фонд). Наша нефтяная кубышка уже не первый год стремительно пустеет, все более напоминая переусердствовавшую в похудении барышню-анорексичку. Сейчас в ней по разным подсчетам от 30 с лишним до 50 с лишним миллиардов долларов. Но трансферты в бюджет растут, к тому же, в ближайшие 3 года только на обслуживание внешнего долга родного государства власти планируют направить примерно 5,7 триллиона тенге – треть всех доходов страны. И без «кубышкиной» помощи они вряд ли справятся. А паводки с засухами и пожарами – напасть постоянная и, похоже, «аппетиты» стихии будут расти год от года…
Остается универсальная палочка-выручалочка…скажите, как ее зовут? Правильно: Единый накопительный пенсионный фонд! Но оттуда уже изъято на полумифические «инфраструктурные проекты» полтора триллиона тенгушек – к вящему неудовольствию не только широких масс завтрашних «пенсоедов» (эти вечно чем-нибудь недовольны!), но и узких экспертных кругов. Поэтому любое новое изъятие оттуда чревато резким скачком социальной температуры.
С квазигоссектора тоже взятки гладки: дошло до того, что на самой вершине властного Олимпа его открыто признали громоздким и неэффективным». Вот данные, гуляющие в открытом доступе. И пока никем официально не опровергнутые: за последние 5 лет прибыль квазигоссектора составила 5,7 трлн тенге, из которых в бюджет попало всего 10%. Все остальное – что называется, мимо кассы. В основном это миллионные бонусы и дивиденды. Были факты, когда дочерние компании квазигосударственного сектора Казахстана даже привлекали внешние займы, чтобы выплачивать бонусы руководству. Помнится, прежний рулевой «жемчужины» в короне квазигоса Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» жаловался публично: нижний предел зарплат менеджмента ФНБ 700 тысяч тенге, верхний – 1,5 миллиона. Ну, и спрашивается: что возьмешь с этих «нищебродов»?
Значит, надо «нагибать» налогоплательщиков, начиная, как у нас водится, не с обладателей «мелкого» жемчуга, а с едоков жидкого супа – индивидуальных предпринимателей, субъектов МСБ и прочей «меелюзги».
Словом, репутация правительства – давно утратившая товарный вид – рискует оказаться окончательно подмоченной. В основном, нашими слезами…