Аналитик Halyk Finance Мадина Кабжалялова считает, что несмотря на рост минимальной заработной платы (МЗП) в Казахстане, это практически не повлияло на уровень бедности в стране, сообщает Bizmedia.kz.
С 1 января 2024 года размеp МПЗ возрос до 85000 тенге, что свидетельствует о знaчительном увеличении по сравнению с 28000 тенге в 2019 году.
Начиная с апреля, вводится новая схема оценки минимального дохода, включающая в себя данные о медианной зарплате и эффективности работы. Несмотря на то, что по данным международных обзоров, минимальный доход в сравнении с прогрессирующими странами и государствами с более низким валовым внутренним продуктом все еще отстает, предметом дискуссий является вопрос о том, насколько минимальная зарплата способствует устранению нищеты. Это находит отражение в слабом связующем звене между уменьшением уровня бедности и подъемом минимального дохода. Возможно, увеличение минимального дохода, учитывая его начальные низкие показатели, необходимо, однако для борьбы с нищетой и оказания поддержки слабо защищенным слоям населения следует применять более результативные способы.
В январе вебсайт picodi.com представил результаты аналитического обзора, в котором были исследованы минимальные уровни зарплат и их изменения в 67 странах за период с конца 2022 по конец 2023 года.
Уровень минимальной заработной платы на конец 2023 г. в некоторых странах, в долларах США
За последние годы наблюдается тенденция к росту уровня минимального оклада в различных уголках мира, вызванная в значительной мере ухудшением экономической ситуации и повышением индекса потребительских цен. Особенно заметное увеличение зафиксировано в таких странах, как Аргентина и Турция, где экономические неурядицы привели к значительному падению стоимости национальных валют и рекордной инфляции, достигшей отметок в 211.4% и 64.8% соответственно. В этих государствах минимальная зарплата взлетела до 138.4% и 99.9%.
В отличие от них Казахстан продемонстрировал рост минимальной оплаты труда на 21.3%, что позволило обойти инфляционные процессы. Тем не менее, по сравнению с такими странами, как Азербайджан и Беларусь, казахстанская минимальная оплата труда к концу 2023 года показала меньшие показатели. С 2019 года, когда она составляла всего 28 284 тенге, минимальный размер оплаты вырос до 85 000 тенге к началу 2024 года. Несмотря на заметное улучшение, данный параметр по-прежнему существенно отстает от показателей более развитых государств, а также некоторых стран с развивающейся экономикой, имеющих меньший ВВП на душу населения, чем Казахстан.
Ключевой концепцией минимального уровня заработка является необходимость гарантировать работникам достойное вознаграждение за выполненную работу и обеспечение жизни выше порога бедности. Такие меры направлены на устранение финансового неравенства, увеличивая доходы лиц с низкими заработками. Тем не менее, в академических кругах продолжаются дебаты о реальной эффективности увеличения минималок в качестве инструмента преодоления бедности. Одной из негативных последствий такого шага является рост уровня безработицы, поскольку работодатели, сталкиваясь с необходимостью выплачивать более высокую зарплату, могут уменьшить численность штата. Дополнительно возникает стимул для увеличения рабочей силы ввиду привлекательности повышенных минимумов. Исследования также указывают, что лишь небольшая доля увеличения заработной платы достается семьям, живущим за чертой бедности – около 19%, в то время как более 50% случаев увеличения дохода направляется семьям с доходами в два раза превышающими порог бедности.
В контексте экономической ситуации в Казахстане особенно актуальным остается вопрос о малоэффективности использования минимальной заработной платы как инструмента для уменьшения уровня бедности среди населения. Исследования показывают, что даже при увеличении минимальной оплаты труда до 5,1% в конце 2023 года, это не привело к заметному снижению бедности, которая, по официальным данным, остается стабильно высокой на протяжении многих лет. Эти цифры особенно контрастируют с данными из крупных городов, например Астаны, где уровень бедности значительно ниже, в отличие от некоторых регионов, где бедность достигает почти 9% (как, например, в Туркестанской области).
Следует отметить, что порог бедности в Казахстане установлен на уровне значительно ниже, чем это принято по международным стандартам, в результате чего реальное количество людей, живущих в бедности, может быть в несколько раз выше официально признанных. Это особенно заметно на фоне самозанятых граждан, чьи доходы не регулируются минимальной заработной платой и обычно значительно ниже доходов тех, кто находится в наемных отношениях. Исходя из этого приоритетом для государства является разработка и реализация системы социальной поддержки, ориентированной на наиболее уязвимые слои населения, что способствовало бы их социальной защите и обеспечению допустимого уровня жизни.
20 марта 2024 года в Казахстане был введен инновационный подход к определению размера минимальной месячной заработной платы. Благодаря нововведениям, утвержденным на уровне государственной политики, теперь стало возможным точно определять минимальный размер заработной платы, используя актуальные данные о медианных доходах населения и оценки их трудовой продуктивности.