Изначально пострадавший от кризисов и дефляции, евро сегодня набирает популярность среди управляющих резервами центральных банков благодаря повышению процентных ставок и изменяющейся геополитической обстановке, которая ставит под сомнение привлекательность доллара, передает Bizmedia.kz.
Согласно недавнему отчету за 2023 год, примерно каждый пятый из 75 центральных банков, опрошенных лондонским аналитическим центром OMFIF, планирует увеличить запасы евро в течение ближайших двух лет.
В то время как 7% намерены сократить запасы евро, чистый спрос на евро в данный период превысил спрос на любую другую валюту, что является значительным изменением по сравнению с данными опросов 2021 и 2022 годов, когда управляющие резервами контролировали почти 5 триллионов долларов.
Однако изменения в этой сфере могут занять годы. Доллар, обладающий 60% мировых резервов по сравнению с 20% евро, не потеряет своего статуса мировой резервной валюты мгновенно.
Тем не менее, более благоприятный прогноз по евро указывает на значительные изменения.
В первую очередь, выход Европейского центрального банка из негативных процентных ставок в 2022 году привел к увеличению доходности государственных облигаций еврозоны после десятилетнего периода с нулевым уровнем, и она ожидается оставаться на высоком уровне даже при грядущем снижении ставок. Доходность 10-летних облигаций Германии остается выше 1,9% с конца 2022 года.
«С увеличением доходности евро (управляющие резервами) стремятся увеличить свои валютные ассигнования в евро и, в частности, сократить долларовые позиции», — отмечает Тейлор Пирс, старший экономист OMFIF. «Для некоторых центральных банков, которые ранее не получали прибыль от вложений в евро, их портфели содержали значительную долю долларов, в том числе государственных облигаций, номинированных в долларах».
Банк Польши, в основном имеющий в резервах активы в долларах и евро, сообщил агентству Reuters, что «среднесрочные доходы по государственным облигациям еврозоны значительно улучшились», что делает этот класс активов более привлекательным.
Румыния планирует поддерживать вес евро в своих резервах на уровне 40-75%, в настоящее время около 59%.
Агентство Reuters обратилось к 10 центральным банкам Европы, Африки и Азии. Два банка отказались делиться информацией из-за чувствительности рынка, а шесть не ответили на запрос.
ДЕДОЛЛАРИЗАЦИЯ
При том что энергетический шок и война в Европе повредили евро, соперничество США с Китаем и последствия вторжения России на Украину подогрели разговоры о диверсификации в сторону от доллара. США, Европа и другие страны заморозили около 300 миллиардов долларов российских активов после вторжения России на Украину, что заставило аналитиков в Китае искать способы смягчить последствия потери доступа к долларам.
Несколько валют, включая евро, могут выиграть от дедолларизации. Опрос OMFIF показал, что 13% управляющих резервами намерены увеличить долю китайских юаней в течение ближайших двух лет, что меньше, чем 30% в 2022 году.
«Европа не всегда придерживалась внешней политики США по отношению к Китаю или Ближнему Востоку», — отметил генеральный директор Eurizon SLJ Capital Стивен Джен. «Смещение баланса в распределении средств от доллара к евро имеет смысл».
Доля доллара в общих валютных резервах снизилась до 59% в 2023 году с примерно 72% в 2000 году, согласно данным МВФ. В то время как доля юаня также увеличилась.
Хотя рынок американских государственных обязательств составляет 26,5 триллиона долларов, «безопасные» европейские активы увеличились за счет активных продаж облигаций для финансирования расходов и совместного выпуска облигаций ЕС на сумму до 800 миллиардов евро для восстановления экономики после кризиса.
В настоящее время ведутся переговоры о возможном дальнейшем совместном выпуске облигаций для обороны.
Растет интерес со стороны иностранных инвесторов в Бельгии. Спрос на 10-летние облигации, выкупленные в январе через синдикат банков, удвоился по сравнению с предыдущим годом.
По словам главы долгового агентства Марика Поста, большинство инвесторов из Азии, а увеличение интереса со стороны государственных учреждений связано с действиями центральных банков мира. Азиатские инвесторы приобрели 34% и 27% облигаций, выкупленных Европейским фондом финансовой стабильности в этом году, что свидетельствует о росте по сравнению с предыдущими годами.
Финансовый директор EFSF и Европейского стабилизационного механизма Калин Анев Янсе отметил, что помимо крупнейших азиатских экономик, облигации начали приобретать и мелкие инвесторы, а также постепенно привлекаются африканские и ближневосточные инвесторы.
После COVID-19 и конфликта на Украине, сплоченность и единство Европы были оценены инвесторами и аналитиками как позитивные факторы.
«В 2011 году мне было трудно продавать Европу, на некоторых встречах с инвесторами меня бы выгнали, если бы я высказался положительно о Европе», — отметил Анев Янсе. Сейчас, когда я выражаю положительное отношение к Европе, они отвечают: «Да, мы с вами согласны».