С началом весны в Казахстане ожидается ряд изменений в различных сферах законодательства и жизни. Корреспондент Bizmedia.kz выделил самые главные и объяснил все простым языком.
Вводится единый часовой пояс
В конце зимы 2024 года, а именно в ночь с 28 февраля на 1 марта, Казахстан перейдет на единственный часовой пояс.
Это касается не только столицы — Астаны, но и других крупных городов, таких как Алматы, Шымкент, а также Акмолинской, Алматинской, Жамбылской, Карагандинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Туркестанской, Восточно-Казахстанской областей и таких новых регионов, как Абай, Жетысу, Улытау.
В указанную ночь, в полночь, часы будут переведены на один час назад. Это означает, что везде по всей стране будет действовать пятый часовой пояс.
Документы будут выдавать по новым правилам
Внесены изменения в правила, касающиеся оформления документов, удостоверяющих личность. С этого момента, когда гражданин Республики Казахстан обращается за получением документа, подтверждающего его личность, работники соответствующего государственного органа проводят процедуру дактилоскопии.
Для граждан Казахстана эта процедура осуществляется по их личному согласию. Однако для иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, дактилоскопическая регистрация является обязательным условием.
Чтобы оплатить государственную пошлину за изготовление паспорта, удостоверения личности или при оформлении разрешения на проживание, возможно использование кассовых аппаратов в банках или же провести оплату через интернет, используя мобильные приложения банков.
Если же лицо по тем или иным причинам освобождено от уплаты государственной пошлины и отсутствуют какие-либо сведения о нем в информационной системе, его обязуют предоставить документ, который бы подтверждал его право на льготы.
Изменения в налогах
Начиная с 1 марта 2024 года и до 1 марта 2025 года будет установлен специальный порядок для внесения изменений в Налоговый кодекс.
Законопроекты, которые вносят изменения или дополнения в Налоговый кодекс, особенно касающиеся введения новых налогов или платежей, повышения существующих ставок, изменения в объектах налогообложения, расширения списка налогоплательщиков, отмены или уменьшения существующих налоговых вычетов или льгот, должны быть приняты не позже 1 июля текущего года. Они могут быть применены не раньше 1 января года, следующего за годом их принятия.
Однако это правило не будет применяться к изменениям, касающимся налогообложения доходов от ценных бумаг, включая государственные ценные бумаги.
Также был обновлен список импортируемых товаров, на которые распространяется специальный порядок уплаты НДС — метод зачета. В этот список теперь включены товары, которые не производятся в пределах Республики Казахстан, или те, которые не могут в полной мере удовлетворить потребности страны.
К этим товарам относятся различное оборудование, сельскохозяйственная техника, грузовые автомобили, вертолеты и самолеты, железнодорожные локомотивы и вагоны, морские суда, запасные части, пестициды, животные племенного значения и оборудование для искусственного осеменения, а также крупный рогатый скот.
Список был пополнен тридцатью новыми группами товаров, из него были исключены некоторые позиции, общее количество которых достигло сорока шести, и внесены уточнения к десяти позициям списка.
Реклама у блогеров
Начиная с 2 марта, введены новые правила, в соответствии с которыми блогеры обязаны будут четко отмечать рекламные материалы, которые они размещают. Это касается всей онлайн-рекламы, публикуемой блогерами на основании коммерческого соглашения или договора.
Также это правило применимо в случаях, когда блогер является прямым участником или владельцем долей бизнеса рекламодателя или компании, занимающейся распространением рекламы; получает уникальные условия использования продвигаемых продуктов или услуг; публикует контент, содержащий ссылки на продукты или услуги со скидками, акциями, а также на интернет-страницы или аккаунты рекламодателя в социальных сетях и на других платформах. Важно, чтобы маркировка явно указывала на то, что материал носит рекламный характер.
Однако существуют исключения. Например, онлайн-реклама, которая транслируется через сервисы мгновенных сообщений, не нуждается в маркировке. Аналогично, реклама, размещенная в телевизионных и радиопрограммах или их частях, которые доступны на аккаунтах теле- и радиокомпаний в интернете, а также социальная реклама остаются без маркировки.
Когда дело доходит до таргетированной онлайн-рекламы на платформах в интернете, она должна маркироваться автоматически благодаря техническим возможностям самих платформ.
Борьба с терроризмом
В обновленных Правилах, а также критериях, касающихся того, какие объекты можно считать уязвимыми в контексте терроризма, было детализировано определение термина «охраняемые объекты».
Согласно новым правилам, под охраняемыми объектами теперь понимаются не только здания и сооружения, где находятся лица, находящиеся под защитой, но и другие здания и сооружения, которые находятся под охраной Службы государственной охраны Республики Казахстан. Кроме того, к охраняемым объектам относят и территории, а также водные пространства, которые прилегают к этим зданиям и сооружениям.
Такие же корректировки были внесены и в Инструкцию по обеспечению антитеррористической защиты объектов, занимающихся деятельностью, связанной с созданием и хранением государственных материальных запасов.