Создавая свою уникальную систему социального обеспечения, Ли Куан Ю, известный как архитектор «Сингапурского экономического чуда», сознательно отошёл от моделей, принятых на Западе. Об этом сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на Институт экономических исследований (ERI).
Опыт Сингапура
В основе лежала идея, что каждый работающий человек должен иметь возможность регулярно копить деньги не только на пенсию, но и на образование для себя и своих детей, медицинские услуги, а также на приобретение жилья для своей семьи. Благодаря этому подходу был создан Фонд Центральных Провидений (Central Provident Fund, CPF), который оказал значительное влияние на высокий уровень жизни в Сингапуре, развитие жилищного строительства и медицину.
Инициатива Ли Куан Ю позволила существенно снизить государственные расходы и затраты на социальное обеспечение, при этом оставаясь на высоком уровне сбережений и инвестиций.
Фонд Центральных Провидений служит важным инструментом для контроля за экономикой, помогая сглаживать экономические циклы. Это достигается за счет регулирования уровня расходов бизнеса и снижения избыточного потребления, что в свою очередь помогает стабилизировать уровень инфляции.
Механизм работает через обязательные взносы, которые сингапурцы и их работодатели вносят каждый месяц. Эти средства распределяются в рамках трех видов счетов: основной счет идет на нужды жилья, страхование и образование; специальный счет предназначен для накоплений на пенсию и инвестиций; медицинский счет используется для покрытия медицинских расходов и покупки страховки.
Конкретные суммы взносов зависят от возраста и дохода работника, причем доля отчисления от зарплаты для работников моложе 55 лет зафиксирована на уровне 20%, а для тех, кто старше, сумма постепенно уменьшается с 15 до 5%.
Правительство строго контролирует, как распределяются средства по этим счетам, и оставляет за собой право регулировать доли взносов. До наступления 55 лет основное внимание уделяется основному счету, а после — медицинскому счету.
Когда человек достигает 55-летнего возраста, в его пользу открывается специальный пенсионный счет. С этого момента часть средств с персональных и специализированных счетов начинает поступать на данный счет, чтобы накопить минимально необходимую сумму для покупки обеспечивающего доход на всю оставшуюся жизнь аннуитета. Величина этой минимальной суммы может меняться правительством в зависимости от текущей экономической ситуации в стране.
Участники программы Центрального Пенсионного Фонда (CPF) могут не проявлять активности до достижения 55 лет, получая при этом гарантированный доход, подобно тому как если бы они хранили средства в банке. Система начисления процентов на счетах в CPF достаточно сложна, ведь она зависит от первоначальной суммы депозита, минимально необходимых остатков по счетам, сроков и других условий. Тем не менее, государство гарантирует доходность не ниже 4% на средства, размещенные на специализированных и медицинских счетах, и не менее 2,5% — на стандартном текущем счете.
По достижении возраста 55 лет граждане имеют право изъять все средства со своих накопительных счетов, оставив минимально необходимую сумму, которую они могут использовать на своё усмотрение. Остаточные средства могут быть направлены на приобретение пожизненной ренты у любой лицензированной страховой компании, размещены в лицензированном банке или оставлены на счету в CPF.
Все взносы в CPF, а также процентные доходы, полученные от вкладов и инвестиций в рамках фонда, не облагаются налогом. Это выгодно отличает взносы и выплаты в CPF от аналогичных операций в частных страховых компаниях, стимулируя тем самым развитие данной программы.
В случае если участник CPF покидает страну навсегда или теряет гражданство Сингапура, он имеет право получить назад все накопленные им средства, поскольку они являются его личной собственностью.
После смерти участника программа гарантирует передачу средств, накопленных на его счетах, в наследство, которое будет распределено между родственниками в соответствии с завещанием или законодательством.
Ситуация в Казахстане
В Республике Казахстан разработана и успешно функционирует система социального обеспечения, благодаря которой посильная помощь предоставляется тем, кто находится в сложной финансовой ситуации. Это видно на примере значительного сокращения уровня бедности с почти половины населения в начале века до менее пяти процентов в настоящее время. Особое внимание в стране уделяется социальной защите населения, на что указывает доля государственных расходов в этой сфере — одна из самых значительных частей государственного бюджета. Исходя из этого, можно сделать вывод, что социальная поддержка является приоритетной для государства. Однако, такое положение вещей может иметь отрицательные последствия для других сфер, включая экономику и обновление инфраструктуры.
Необходимо также упомянуть, что несмотря на внушительные объемы финансирования социальной защиты, часть населения все еще сталкивается с бедностью и нестабильным положением. Это особенно затрагивает жителей сельской местности, семьи, в которых нет рабочих мест, большие семьи и семьи с инвалидами.
Существует отдельная проблема с эффективностью распределения социальной помощи из-за сложностей с охватом нуждающихся, высокими затратами на ее администрирование, недостаточностью предоставляемой поддержки и недостаточным информированием граждан о доступных для них возможностях. Например, изучение, проведенное консалтинговой компанией «Oxford Policy Management», показало, что лишь один из пяти, кто имел на это право, фактически получал помощь.
Отдельного упоминания заслуживает анализ расходов на административное управление в сфере социальной помощи. В сравнении с системами социальной защиты стран Европейского Союза Казахстан тратит на управление значительно больше, что сказывается на эффективности распределения ресурсов.
В заключение, было бы целесообразно рассмотреть опыт Сингапура в данной области. Этот город-государство достиг впечатляющих результатов в поддержке граждан, особенно в вопросах обеспечения жильем, где успехи Сингапура признаны по всему миру. Такой подход может стать полезным для социально-экономического развития Казахстана, способствуя более эффективному сбережению, инвестированию и приобретению жилья населением.