Автор: Усен Сулеймен, глава Фонда National Endowment for Prosperity
Казахстан взял курс на приведение национальной системы защиты прав человека в соответствие с международными обязательствами страны в рамках ООН.
Отменил смертную казнь и передал систему обеспечения прав осужденных на охрану здоровья в гражданское ведомство — Министерство здравоохранения.
Отменил список запрещенных профессий для женщин, ввел квоты для женщин в Парламент РК, облегчил регистрацию политических партий и религиозных организаций.
Обеспечил выборность местных акимов и начал процесс системной децентрализации власти в стране.
Ужесточил уголовную ответственность за пытки, усилил Национальный превентивный механизм борьбы против пыток, ввел законодательное определение пыток и жестокого обращения.
Не мало сделано в сфере обеспечения социальной справедливости, равного распределения государственного дохода, по созданию дополнительных рабочих мест для молодежи и незащищенных групп населения, борьбе с насилием, вандализмом и олигополией.
Но все это не интересует международных правозащитников и отдельных правозащитных активистов в Казахстане. Их интересуют никому не известные фамилии преступников, нарушивших закон, обманувших и обворовавших простых людей и называют их они «политическими заключенными».
Так, часто повторяется этот термин и в национальной информационной среде и в международной, что мне, чтобы разобраться тщательно в этом вопросе, вновь пришлось пересмотреть все нормы международного права, национальные обязательства страны и подходы отдельных демократий к вопросу т.н. «политических заключенных».
Что выяснилось:
Первое. В международном праве, уставных и договорных документах ООН отсутствует термин «политические заключенные». Он также отсутствует в национальных законодательствах ведущих демократий мира.
Вместе с тем, такие международные НПО, как Human Rights Watch, Freedom Now, Freedom House предпринимают упорные попытки легализовать этот термин и навязать его отдельным странам мира, в том числе Казахстану.
И как ни парадоксально, вместо того, чтобы не допустить этот неправовой процесс – отдельные именитые правозащитники Казахстана не только поддерживают, но и активно продвигают этот процесс внутри страны.
Второе. На такие призывы странам Запада приходится реагировать. Госдепартамент США в своих ежегодных докладах о состоянии с демократией в мире выделил отдельный подраздел «политические заключенные» и даже начал ежегодную публикацию их списков в рамках т.н. инициативы «Without Just Cause».
Конгресс США, Европейский парламент и Парламентская Ассамблея Совета Европы также, по непонятным причинам, использует этот термин в своих письмах, резолюциях, декларациях. И все это происходит при активном участии беглых олигархов из Казахстана и финансируемых ими НПО.
Третье. По мнению одной из европейских НПО, ведущей правозащитное расследование известных дел в рамках «Катаргейт», цель такой работы простая — подорвать стратегический характер отношений между Казахстаном и странами Запада, продавить санкционные режимы, что нанесет прямой ущерб национальной экономике и интересам простого народа.
По мнению Госсекретаря США Э.Блинкена, страны «держат политических заключенных для создания атмосферы страха, самоцензуры и подавления политического участия».
В Казахстане таких законов нет. Более того, страна является единственным государством Центральной Азии, в которой действуют такие институты, как «Радио Азаттык», зарегистрированы офисы Евразийского Фонда, «NDI» и «IRI».
Казахстан практически единственная страна в регионе, где программы помощи наши западные партнеры реализуют не столько с правительством, сколько с гражданским обществом. Такая практика невозможна в соседних странах региона по известным причинам.
Несмотря на то, что ряд международных и национальных НПО считает своей миссией «обеспечение демократии во всем мире», в реальности они используют этот инструмент в качестве способа манипуляции и давления ради продвижения своих личных интересов, в том числе для получения дополнительных грантов. Они просто отрабатывают свой заказ, а что за ним следует – какие необратимые последствия влечет, им не интересно. Ведь за народ, его социальный и экономический достаток они не отвечают.
В заключение необходимо отметить, ни один международный договор на сегодняшний день не применяет термин «политические заключенные», так как это будет являться прямым нарушением основанного принципа ООН — «не вмешательства во внутренние дела государства».