Обсуждение готовности авиационной отрасли Казахстана к использованию авиатоплива Jet A-1 стало основной темой рабочих совещаний, которые проходили на территории международных аэропортов Астаны и Алматы 19 января. Участники встречи рассмотрели процедуры взаимодействия по вопросам использования Jet A-1 и подчеркнули стратегическое значение указания Президента РК Касым-Жомарта Токаева о развитии гражданской авиации и расширении географии полетов в международном авиасообщении. Об этом сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на пресс-службу МЭ РК.
В республиканских совещаниях приняли участие представители Министерства энергетики РК, Комитета гражданской авиации Министерства транспорта РК, АО НК «КазМунайГаз» (КМГ), АО «Самрук Казына», руководители НПЗ КМГ, ТОО «КазМунайГаз-Аэро», аэропортов Астаны и Алматы, ведущих отечественных авиакомпаний, а также логистических перевозчиков. В этих встречах также приняли участие эксперты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), швейцарской лаборатории SGS (глобального лидера в области экспертизы и сертификации с лабораториями на предприятиях КМГ), а также международной ассоциации JIG (Joint Inspection Group).
Директор департамента транспортировки нефти и переработки нефти МЭ РК Даулет Арыкбаев подчеркнул, что после модернизации казахстанских НПЗ увеличилась производственная мощность авиатоплива ТС-1 с 438,2 тыс. тонн в 2020-2023 годах до 624 тыс. тонн в год. В настоящее время модернизированные НПЗ в Атырау, Павлодаре и Шымкенте готовы к выпуску Jet-A1 в объеме 50-55 тыс. тонн в месяц.
При готовности инфраструктуры транспортировки и потребления начнется поэтапный переход НПЗ на производство Jet-A1. Важно отметить, что Министерство транспорта приняло решение последовательно переходить на топливо JET A-1, учитывая возможности и потребности аэропортов. Представители аэропорта Алматы сообщили, что продолжается модернизация топливно-заправочного комплекса, и к июню 2024 года планируется полный переход на использование авиатоплива, соответствующего мировому стандарту ASTM D1655.
По словам представителей КМГ, нефтеперерабатывающие заводы КазМунайГаза готовы к производству авиатоплива Jet A-1, которое активно используется более чем в 70 странах мира. Эксперты КМГ пояснили, что производство Jet A-1 предполагает полную перенастройку соответствующих заводских мощностей, поскольку параллельный выпуск топлива марки ТС-1 становится невозможным.