В ходе проведения проверки Высшей аудиторской палатой государственных программ был выполнен аудит с целью выявления степени их эффективности. Промежуточные результаты анализа проектов, занесенных в федеральную и местные программы индустриализации, указали на наличие значимого прогресса; тем не менее, были выявлены систематические проблемы и нарушения, оказывающие негативное влияние на последующее прогрессирование индустриальных и инновационных направлений, сообщает Bizmedia.kz.
В своем обзоре Наталья Годунова особо подчеркнула проблему неэффективности реализованных инициатив, входящих в Карту проектов. Между 2004 и 2021 годами в Казахстане было создано несколько стратегий по индустриально-инновационному развитию, но оценка итогов их выполнения не была осуществлена, а также не был завершен полный цикл реализации программ.
«Задачей вышеупомянутых стратегий было повышение конкурентного потенциала обрабатывающей промышленности. Не смотря на это, доля данного сектора в общем объеме ВВП на протяжении последних десяти лет показывает недостаточную отдачу (2010 год – 11,3%, 2014 год – 10,2%, 2019 год – 11,4%)», — комментирует руководитель комиссии.
В качестве иллюстрации было отмечено, что четыре ключевых проекта, влюченных в государственную Программу индустриализации, в 2021 году так и не были запущены. На местном уровне, среди аудируемых тремя областями, было обнаружено 18 проблемных инициатив: в Акмолинской области не функционируют 6 введенных в эксплуатацию инвестиционных проектов; в Карагандинской области три проекта показали убыточность и были прекращены несмотря на государственную поддержку; в Северо-Казахстанской области девять проектов остановлены, а одно предприятие ликвидировано.
Проведенная Верховной счетной комиссией ревизия федеральных и муниципальных программ индустриализации выявила как достойные внимания результаты, так и ряд серьезных проблем и нарушений, подрывающих дальнейшее индустриальное и инновационное развитие. Наталия Годунова в своем анализе акцентировала внимание на непродуктивности некоторых запущенных проектов в рамках действующей Проектной карты. Было отметили, что между 2004 и 2021 годами в Казахстане реализовывались различные стратегии индустриально-инновационного роста, однако, комплексная оценка их эффективности не проводилась.
Согласно комментарию главы контрольного органа, «реализация упомянутых стратегий направлена на усиление конкурентоспособности производственного сектора. Но анализ показывает, что вклад сектора в ВВП страны остается неутешительным за последнее десятилетие (2010 год – 11,3%, 2014 год – 10,2%, 2019 год – 11,4%)».
Было подчеркнуто, что из крупных проектов промышленной программы, запланированных к 2021 году, четыре так и остались незапущенными. На уровне локального самоуправления, в трех областях были обнаружены 18 проектов с серьезными сложностями: в Акмолинской области не действуют 6 проектов, несмотря на факт их запуска; в Карагандинской области три инициативы стали убыточными и были свернуты, вопреки государственной поддержке; в Северо-Казахстанской области прекратили работу девять проектов, а еще одно предприятие было ликвидировано.
«Помимо этого, наблюдая за отдельными проектами, которые были запущены, видна практика низкой загрузки их производственных мощностей, достигающих лишь 1-30% от запланированных параметров, несмотря на получение государственной поддержки. Кроме того, в области планирования инвестиционных проектов отмечается нехватка аналитической работы со стороны государственных учреждений и муниципалитетов», — отмечает Наталия Годунова.
Аудит выявил, что запланированные на 2023-2024 годы проекты по производству кальцинированной соды суммарной мощностью 900 тысяч тонн могут столкнуться с проблемами. Внутренний спрос на данный продукт в стране составляет примерно 350 тысяч тонн, что означает, что даже с учетом экспорта, возможен избыток производственных мощностей.
В докладе аудита также говорится о несоблюдении пропорции между бюджетным и привлеченными рыночными финансированием через Байтерек Холдинг и Банк развития Казахстана, которые должны были быть распределены поровну. Критика была высказана и в адрес неэффективности работы государственных органов. Многократная передача полномочий по контролю над исполнением программ между различными министерствами негативно сказалась на успехе проектов Карты.
«Аудит выявил недоработку в системе мониторинга за реализацией проектов: информационно-аналитическая программа министерства индустрии и инфраструктурного развития так и не была разработана, что привело к отсутствию необходимого контроля. Министерство национальной экономики также испытывает недостаток в актуальной информации о ходе реализации проектов на местах, что подтвердили данные, полученные на местах. В итоге, возникшие сложности не позволяют оценить реальную эффективность Карты, относящуюся к таким аспектам, как налогообложение, количество рабочих мест, уровень экспорта и прочие социально-экономические показатели», — обобщила результаты председатель Верховной контрольной комиссии.
Ранее было заявлено о новых мерах, которые предпринимаются в отношении чиновников ГПИИР на фоне госаудита. Индустриализация РК страдает от серьезных проблем и затруднений.