Значения потребительских ожиданий показывают небольшое ухудшение, но в целом остаются выше уровня прошлого года, передает Bizmedia.kz.
Анализ инфляционных предположений граждан
В первом месяце 2024 года медиана прогнозируемой инфляции на предстоящие 12 месяцев продемонстрировала падение до отметки в 14,4%, что меньше декабрьских 16,4%. При этом показатель за период прошедших 12 месяцев уменьшился до 16,6% по сравнению с 18,2%.
Согласно опросу, процент участников, ожидающих ускоренное повышение цен в следующем году, снизился до 24,7% против 27,2% в декабре. В то же время выросла доля лиц, предполагающих стабилизацию цен – до 46% против 42% месяцем ранее.
В январе текущего года численность опрошенных, отметивших рост стоимости продовольствия, осталась прежней – 80%, тогда как замеченное увеличение цен на не продукты питания возросло до 7% с декабрьских 6%.
Указание роста цен потребителями касается таких товаров питания, как молочные изделия, мясная продукция, хлеб и выпечка, и конечно, фрукты с овощами. В области непродовольственных товаров граждане особо подчеркнули дорожание бытовой химии, одежды, обуви, а также лекарственных средств и медицинских препаратов. Из вида платных сервисов наибольшее удорожание заметили в жилищно-коммунальных услугах, а также в секторе предоставления услуг интернета и мобильной связи, и услуг здравоохранения.
Индекс потребительских настроений в январе снизился и составил 110,7 по сравнению с декабрьскими 115,7. В особенности прослеживается снижение в прогнозах развития экономики страны на короткий период – на 6,3 пункта, а также на протяжении пятилетнего периода – на 11,6 пункта. Произошло понижение показателей в оценке собственного финансового состояния через год на 8,1 пункта.
Однако в оценках текущего экономического положения наблюдается повышение показателя личного материального положения за прошедший год на 0,9 пункта, а также увеличение готовности потребителей к совершению значительных покупок на 0,2 пункта.