В области психологии, понятие одаренности охватывает несколько ключевых показателей. А именно, высокий уровень интеллекта, креативность и мотивацию. Для их оценки применяются специализированные методики, передает Bizmedia.kz.
При этом оценку должен осуществлять психолог, а не родители, подчеркнул в беседе с «Газетой.Ru» профессор Александр Савенков, занимающий должность директора Института педагогики и психологии образования и являющийся член-корреспондентом Российской академии образования.
Интеллектуальные способности можно измерить с помощью IQ тестов, в то время как оставшиеся характеристики — креативность и мотивация также поддаются измерению через определенные процедуры. Обязательным условием является высокий уровень всех этих параметров.
Специалисты в области психологии используют различные подходы для диагностики одаренности, включая методы анализа иерархии мотивов. К примеру, дети могут упорядочить карточки с мотивами по значимости или выбрать самый важный мотив в условиях ситуации выбора. Кроме того, существуют проективные техники, такие как завершение предложений или рассказов, для изучения мотивационной сферы человека.
Однако и родители, и педагоги также имеют доступ к определенным диагностическим инструментам. Родители могут обратиться к книгам о развитии одаренности, которые содержат подходящие методы, например, «карту одаренности» или «палитру интересов». Для педагогов разработаны свои специфические методики, повышающие эффективность оценки интеллектуальных способностей учеников.