В январе руководство Банка Японии обсуждало возможность отказа от отрицательных процентных ставок и разрабатывало сценарии постепенного прекращения программы экономического стимулирования. Это стало ясно из краткого изложения мнений, представленного на заседании, передает Bizmedia.kz.
Резюмируя обсуждение, отмечается, что в совете директоров все больше склоняются к мнению о том, что наступают условия для постепенного отказа от отрицательных краткосрочных процентных ставок. Если это произойдет, это будет первым повышением процентных ставок в Японии с 2007 года.
«Похоже, что сейчас выполняются условия для пересмотра нашей политики, включая отказ от отрицательных процентных ставок», — цитируется один из членов совета в резюме.
Другой член совета призвал Банк Японии прекратить применение отрицательных ставок «в подходящий момент», поскольку длительное промедление может привести к необходимости быстрых последующих повышений процентных ставок.
Кроме того, третье мнение указывает на необходимость прекращения покупки рискованных активов, таких как биржевые фонды (ETF), как только будет достигнут устойчивый уровень инфляции в 2%.
Некоторые аналитики считают, что ястребиный тон резюме указывает на возможность прекращения Банком Японии отрицательных ставок на своем следующем заседании в марте. «Похоже, что обратный отсчет до изменения политики уже начался», — заявил Рютаро Коно, главный экономист по Японии в BNP Paribas (OTC:BNPQY).
«Баланс мнений в совете директоров явно склоняется к скорой смене политики. Неудивительно, если Банк Японии прекратит действие отрицательных ставок на своем следующем заседании», — добавил он.
В рамках своей программы по стимулированию экономики Банк Японии поддерживает краткосрочные процентные ставки на уровне -0,1%, а доходность 10-летних облигаций — около 0%. Он также приобретает государственные облигации и рискованные активы для стимулирования роста и достижения целевого уровня инфляции в 2%.
Учитывая, что инфляция превышает целевой показатель BOJ уже более года, многие участники рынка ожидают, что центральный банк отменит отрицательные ставки в марте или апреле.
На заседании 22-23 января Банк Японии сохранял сверхсвободную политику, но управляющий Кадзуо Уэда дал понять, что банк все больше убеждается в необходимости постепенного прекращения стимулирования. Он также заявил, что Банк Японии, скорее всего, сохранит сверхсвободные денежно-кредитные условия даже после прекращения действия отрицательных ставок.
В знак того, что совет уже рассматривает возможность упрощения сложной системы стимулирования, один из его членов заявил, что банк должен сначала пересмотреть меры с наибольшими побочными эффектами, не уточнив, о каких именно мерах идет речь.
При обсуждении вопроса о прекращении контроля доходности облигаций и отрицательных ставок, Центральный банк Японии (BOJ) также должен проанализировать судьбу обещания продолжать наращивать темпы печатания денег «до тех пор, пока инфляция стабильно не превысит 2%», – говорится в другом мнении.
«Поскольку достижение нашей целевой цены стало более вероятным, необходимо начать широкие дискуссии о выходе», – заявил один из членов совета.
Япония остается «голубым» аутсайдером среди основных центральных банков, которые в прошлом году активно ужесточали денежно-кредитную политику для борьбы с растущей инфляцией.
Если Банк Японии повысит краткосрочные ставки в этом году, это может совпасть с возможным снижением процентных ставок Федеральной резервной системой США и Европейским центральным банком.
Некоторые аналитики предупреждают, что, идя вразрез с глобальным течением к снижению стоимости заемных средств, Банк Японии рискует спровоцировать резкий рост курса иены и навредить своей экономике, которая зависит от экспорта.
В одном из мнений говорится, что «сейчас есть прекрасная возможность» изменить политику, поскольку «сдвиги в денежно-кредитной политике зарубежных центральных банков могут снизить гибкость политики BOJ». Это свидетельствует о том, что BOJ помнит о последствиях снижения ставки, какие были у других центральных банков.
В сводке мнений не разглашаются имена членов совета директоров, высказавших эти комментарии.