В процессе совместной встречи, проведенной членами Общественной палаты при нижней палате парламента Казахстана, парламентарии вместе с экспертами обсудили представленный проект законодательного акта, целью которого является борьба с коррупционными действиями, сообщает Bizmedia.kz.
В обсуждении приняли участие значимые фигуры, включая Айдоса Сарыма, который выступил председательствующим на встрече, и вице-спикер Мажилиса Дания Еспаева.
Сайт Мажилиса представляет информацию о происходящих событиях, отражая детали данного важного заседания. В рамках этого обсуждения, Улан Саркулов, занимающий позицию первого заместителя председателя Антикоррупционной службы страны, представил основные аспекты законопроекта.
Саркулов обозначил, что предлагаемые изменения в законодательстве внедряют аспекты антикоррупционной политики, заключающиеся в шести ключевых направлениях. Среди прочего, они включают в себя создание открытого реестра лиц, осужденных за коррупционные преступления, введение уголовной ответственности за предложение взятки, обещание взятки, согласие на получение взятки, а также за запрос или требование таковой. В общем виде, законопроект предусматривает внесение изменений в три кодекса и пять законодательных актов, дополнительный проект касается административной ответственности.
После выслушивания доклада, приглашенные участники и члены Общественной палаты изложили свои мнения относительно предложенных поправок. В частности, Зауреш Батталова, президент Фонда развития парламентаризма страны, выразила поддержку законопроекту. Она отметила, что инициатива соответствует современным требованиям, однако выразила мнение о необходимости дополнительного анализа предлагаемых норм с точки зрения их реальной эффективности.
Батталова также акцентировала внимание на том, что изменения предусматривают ужесточение мер и усиление преследования коррупционных преступлений. Она выразила сомнение в возможности покрытия повышенных требований к борьбе с коррупцией в силу ограниченности ресурсов, включая финансы, человеческий капитал и время. По ее мнению, требуется глубокий пересмотр законопроекта и всестороннее обсуждение методов снижения уровня и предотвращения коррупции в государстве, при этом с учетом важности механизмов вовлечения гражданского общества в эти процессы, недостаточно представленных в текущей редакции. Кроме того, Батталова напомнила о скором вступлении в силу Закона «Об общественном контроле», что придает особую актуальность данному аспекту.
В ходе рассмотрения проекта закона было выявлено, что в нем не рассматриваются важные аспекты, такие как нормы, касающиеся коррупции в деловых кругах и в политической сфере. Подчеркивается потребность включения этих норм в дальнейшем процессе законотворчества. Также было предложено усилить значимость антикоррупционной экспертизы в проекте закона.
Мнения и предложения о том, как можно усовершенствовать законопроект, предложили народные избранники Мажилиса Марат Башимов и Екатерина Смышляева, а также представители общественных организаций, в том числе Дидар Смагулов из «Әділдік жолы», Мэлс Семгалиев, стоящий во главе движения «Жаңару», и другие активные члены общества.
Канат Нуров, который занимает пост президента Алматинской высшей школы управления, обратил внимание на необходимость более четкого определения уголовной ответственности за дачу взятки в виде обещания, особенно если речь идет о случаях, когда взятка дается в результате вымогательства. Он утверждает, что без таких уточнений лица, согласившиеся на давление и предложившие взятку, не смогут в полной мере сотрудничать со следствием из-за риска быть немедленно преследуемыми по новому закону.
Важный взгляд на проблематику представил политолог Данияр Ашимбаев, который обратил внимание на проблемы, связанные с процессом применения права. Он проиллюстрировал свои рассуждения кейсом о коррупционном преступлении, связанном с продажей должности акима, в котором потенциальный «покупатель» должности в итоге был признан жертвой и избежал ответственности за попытку совершения коррупционного деяния.
Данияр Ашимбаев выразил мнение о том, что анализ правоприменительной практики в отношении подобных резонансных случаев должен быть проведен до того, как законодательство будет ужесточено. Он подчеркнул, что нужно рассмотреть предыдущие обстоятельства, когда законы были поставлены под сомнение в ходе практической реализации, призывая осмыслить и проанализировать эти ситуации перед внесением поправок в законы.