Первый самолет Boeing 737 MAX, поставленный китайской авиакомпании с марта 2019 года, приземлился в Китае в субботу, положив конец почти пятилетнему замораживанию импорта самых прибыльных самолетов производителя и возвестив о возможной поставке в Китай десятков готовых самолетов MAX, сообщает Bizmedia.kz.
Самолет 737 MAX 8 покинул поле Сиэтл Боинг в штате Вашингтон в среду после передачи авиакомпании China Southern Airlines, сделав остановку на Гавайях и Северных Марианских островах, прежде чем отправиться в Гуанчжоу на юге Китая, как показывают данные отслеживания FlightRadar24.
Китай, ставший первой страной, где были сняты с эксплуатации самолеты MAX после двух аварий MAX 8 в 2018 и 2019 годах, в которых погибли почти 350 человек, в прошлом месяце дал Boeing разрешение на возобновление поставок 737 MAX 8 местным заказчикам. В то время как запреты на безопасность MAX были сняты, поставки новых MAX оставались приостановленными с начала 2019 года, поскольку напряженность между Вашингтоном и Пекином по разным вопросам — от технологий до национальной безопасности — усилилась.
Зеленый свет Китая — это стимул для американского производителя самолетов, который пострадал от последствий взрыва в воздухе панели кабины на самолете 737 MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines, включая запрет Федерального управления гражданской авиации США на расширение производства самых продаваемых узкофюзеляжных самолетов компании Boeing. Ни одна китайская авиакомпания не эксплуатирует самолеты MAX 9. Китайские авиакомпании заказали у Boeing по меньшей мере 209 самолетов MAX, по данным поставщика авиационных данных Cirium.
В октябре компания Boeing заявила, что 85 из 250 готовых самолетов MAX, имеющихся у нее на складе, хранятся для клиентов в Китае. Еще больше самолетов MAX предназначались для китайских заказчиков, но из-за замораживания импорта Boeing в прошлом году перепродала 55 из них другим клиентам.
Беспрецедентное вмешательство FAA в производственные графики может привести к дальнейшей задержке поставок новых самолетов авиакомпаниям и нанести ущерб поставщикам, уже пережившим кризис MAX и пандемию.
Если Пекин продолжит разрешать импорт MAX, Китай вряд ли пострадает от производственных ограничений Boeing, поскольку десятки самолетов для китайских заказчиков уже готовы к поставке.
По данным Cirium, китайские авиакомпании получат 64 самолета MAX 8 в 2024 году и 58 — в 2025 году.
«Наши данные показывают, что каждый из этих ожидаемых (2024 год) самолетов уже летал и находится в текущих производственных запасах Boeing», — сказал Роб Моррис, глава отдела глобальных консультаций Ascend by Cirium.
«Существует потенциал для поставки значительного количества этих самолетов», — сказал Моррис.
Передача MAX произошла после того, как в декабре Boeing осуществил первую прямую поставку 787 Dreamliner китайскому заказчику с 2019 года.
Китай — один из самых быстрорастущих аэрокосмических рынков, на который, по прогнозам Boeing, будет приходиться 20 % мирового спроса на самолеты до 2042 года.
Компания Boeing отказалась комментировать поставку. China Southern и Управление гражданской авиации Китая не ответили на просьбы прокомментировать ситуацию.