В Китай прибыла крупная делегация из 200 японских бизнесменов на этой неделе, с целью укрепления экономических отношений. Это первый визит такого масштаба за последние четыре года, и он происходит в условиях сложившихся геополитических обстоятельств, которые способствуют усилению двусторонних связей, передает Bizmedia.kz.
С 1975 года японские экономические делегации регулярно посещали Китай, однако эти визиты прервались в период пандемии COVID-19, когда Китай закрыл свои границы в связи с жесткой политикой по борьбе с распространением вируса. В рамках текущего визита японские бизнесмены, включая Масакадзу Токуру, председателя влиятельной организации Keidanren, известной как Японская федерация бизнеса, планируют встретиться с китайским премьер-министром Ли Цяном в четверг.
Отношения между Японией и Китаем натянуты из-за различных причин, включая сброс Японией очищенной радиоактивной воды в океан и задержание японских граждан под подозрением в шпионаже. Также Китай обвиняет Японию в ограничении экспорта передового оборудования для производства микросхем, утверждая, что японское правительство поддерживает «сдерживание» экономического развития Китая по образу и подобию Соединенных Штатов.
Однако во время редкой встречи между премьер-министром Японии Фумио Кисидой и председателем КНР Си Цзиньпином в ноябре они согласились на том, что их страны должны развивать взаимовыгодные отношения.
С тех пор, как главный дипломат Китая Ван И заявил, что обе стороны должны первоначально установить «правильное взаимопонимание» и «дать понять», что они являются партнерами по сотрудничеству, а не угрозами друг для друга, Япония значительно зависит от Китая. Японские компании многие годы инвестировали в создание цепочек поставок и развитие отношений с местными партнерами.
В 2022 году Китай стал главным рынком экспорта для Японии (145 миллиардов долларов) и крупнейшим источником импорта (189 миллиардов долларов). Тем не менее, согласно ежегодному опросу, опубликованному в конце прошлого года, число японских компаний, планирующих расширять свою деятельность в Китае, впервые упало ниже 30%. Некоторые компании ссылались на экономическую неопределенность, а другие — на геополитические риски.
В прошлом году Китай арестовал японского руководителя, сотрудника фармацевтической компании Astellas Pharma, подозреваемого в шпионаже. По словам японских чиновников, этот шаг оказал охлаждающее воздействие на бизнес.
Все больше японских компаний сталкиваются с уменьшением продаж в Китае из-за растущей конкуренции, нестабильной экономики Китая и негативного отношения в Японии после выброса сточных вод с АЭС «Фукусима».
На этой неделе компания Procter & Gamble (NYSE: PG) объявила, что продажи их косметического бренда SK-II упали на 34% в Китае в декабре из-за «временных» препятствий для японских брендов и слабого рынка. Японский производитель запчастей для электромобилей Nidec Corp в среду снизил прогноз прибыли на пятую часть, обвинив в этом усиливающуюся ценовую конкуренцию в Китае.
Японские автопроизводители Toyota (NYSE: TM) и Nissan (OTC: NSANY) также сталкиваются с уменьшением доли рынка в Китае, поскольку они отстают от местных конкурентов в предложении электромобилей на крупнейшем автомобильном рынке в мире.