Исследователи из Университета Вандербильта в Теннеси, США, опубликовали статью в научном журнале Psychoological Bulletin (PB), которая объясняет, почему некоторые люди чаще других верят в теории заговора, сообщает Bizmedia.kz.
В ходе исследования, включающего анализ 170 научных работ на эту тему, было выявлено, что убежденность в существовании секретных обществ и их планов часто связана с глубокой мотивационной потребностью в уверенности и чувстве непризнания со стороны общества.
Исследователи выделили 52 переменные, связанные с верой в теории заговоров, и разделили их на две категории: мотивационные факторы (социальный, экзистенциальный и эпистемический) и персональные характеристики, включающие психопатологию и нормальные личностные черты.
Три наиболее важных индикатора принятия конспирологических убеждений были выявлены: необычный или странный жизненный опыт, чувство угрозы и переживание превосходства или несогласия с обществом. Эти факторы являются самыми сильными стимулами для веры в различные заговоры.
«Вера в заговоры представляет собой интересную систему убеждений, которая усиливает саму себя и сложна для изменения. Конспирология может иметь серьезные последствия, поэтому важно найти стратегии вмешательства», — заявила главный автор исследования Шона Боуз.
Также было обнаружено, что вера в теории заговора коррелирует с психическим состоянием человека. Исследование показало, что такие расстройства, как шизотипия, паранойя, склонность к необычным переживаниям и враждебность к другим, увеличивают вероятность развития конспирологических взглядов. Эти особенности связаны с нарушением психического функционирования и отрицательным восприятием других людей и ситуаций.