Компания QatarEnergy, второй в мире по объему экспорта сжиженного природного газа, прекратила отправку танкеров через Красное море. Они присоединились к нескольким другим компаниям, которые избегают основного торгового маршрута Восток-Запад, сообщает Bizmedia.kz.
Йеменская группировка Хути, поддерживаемая Ираном, начиная с ноября атакует суда в Красном море — это часть маршрута, по которому проходит около 12% мирового судоходства. Целью нападений, по их словам, является поддержка палестинцев в их борьбе с Израилем.
Эти нападения создают угрозу для международной торговли после уже существующих потрясений, вызванных пандемией COVID-19. Они также побудили США нанести авиаудары по Йемену.
В выходные дни было задержано по меньшей мере четыре танкера, используемые для перевозки катарского СПГ, после того, как американские и британские военные провели массированные авиационные и морские удары по хутам в Йемене. Это вызвало временную паузу в плавании через Красное море, пока не будут предоставлены рекомендации по безопасности. Однако, если ситуация останется небезопасной, танкеры будут идти в обход Йемена через Мыс Доброй Надежды. Важно отметить, что это не повлечет за собой сокращение добычи нефти. С тех пор как начались эти события, на нефтяном рынке несколько танкеров изменили курс, избегая южной части Красного моря, или приостановили движение перед входом в него. Эти данные были получены от компаний LSEG и Kpler, которые отслеживают движение судов.
В результате серии нападений доступ к Суэцкому каналу стал еще более рискованным. Этот канал является путем для около 12% мирового судоходства, а с 2023 года он будет перевозить 4-8% мировых грузов СПГ. Аналитическая компания Vortexa сообщает, что в январе-ноябре 2023 года через Красное море было перевезено 8,2 миллиона баррелей сырой нефти и нефтепродуктов ежедневно. По данным S&P Global Commodity Insights, в прошлом году около 16,2 миллиона тонн, что составляет 51% торговли СПГ, прошло через Суэцкий канал из восточной части Атлантического бассейна, в то время как 15,7 миллиона тонн прошло через канал из западной части Тихого океана.
Суэцкий канал является одной из самых важных торговых артерий для нефти. Катар, США и Россия выступают в качестве основных грузоотправителей СПГ через Суэцкий канал. В то время как Катар занимает лидирующую позицию среди грузоотправителей из Востока в Европу, его вклад в чистый импорт ЕС и Великобритании составляет лишь около 5%. «На самом деле, Катар является единственным экспортером из Востока в Запад через Суэцкий канал», — говорит Роберт Сонгер, аналитик по СПГ из компании ICIS. Если использовать альтернативный маршрут через мыс Доброй Надежды, то это может добавить около девяти дней к 18-дневному путешествию из Катара в Северо-Западную Европу, согласно аналитику ICIS по СПГ, Алексу Фроли. В отношении поставок СПГ в Азию, Катар занимает первое место, а за ним следуют Соединенные Штаты, которые все больше используют Суэцкий канал вместо Панамского канала.
Цены на сжиженный природный газ (СПГ) в Азии достигли семимесячного минимума, упав до 10,10 долларов за миллион британских тепловых единиц (ммБТЕ), благодаря хорошему запасу газа в хранилищах Европы и северо-восточной Азии. Это привело к сдержанию спроса и ожидается, что спотовые цены останутся низкими в первом полугодии 2024 года.
На прошлой неделе цены на нефть выросли на 2%, и оба эталона достигли внутридневных максимумов 2024 года, в том числе Brent превысила отметку в 80 долларов за баррель. Однако в понедельник цены снизились, так как ограниченное влияние конфликта на добычу нефти привело к фиксации прибыли.
Распространенность нефтяных поставок не пострадала, поэтому инвесторы, которые ранее продавали нефть с выгодой, теперь фиксируют свою прибыль. Несмотря на это, проблемы с доставкой нефти косвенно сказываются на рынке, так как около 35 миллионов баррелей нефти остаются в море из-за более длинных маршрутов, которые грузоотправители вынуждены выбирать, чтобы избежать Красного моря, по данным аналитиков Citi.
Из-за возросшего риска военного конфликта страховые премии выросли с 2 000 до 10 000 долларов, а после забастовок в США и Великобритании в конце прошлой недели они еще больше увеличились до 30 000 долларов. Об этом сообщил источник в судоходстве, отказавшийся назвать свое имя.
Участники рынка нефти и нефтепродуктов заявили, что масштабы последствий будут зависеть от продолжительности перебоев в морских перевозках в результате атак хути.
Аналитик одного из торговых домов заметил, что изменения в ситуации будут маловероятны, если она не продлится более нескольких недель. Предполагается, что задержки с доставкой среднекислой нефти от ближневосточных производителей могут быть компенсированы аналогичными сортами из Бразилии, Гайаны и Норвегии. Трейдеры нефти, цитируемые Reuters, согласны с этим мнением. Однако, участники рынка СПГ уверены, что торговля сжиженным природным газом не пострадает, и любые перебои не окажут значительного влияния на мировое предложение. Большинство экспертов считает, что поставки СПГ из США, особенно в Китай и Азию, могут столкнуться только с краткосрочными задержками в случае перенаправления грузов по другому маршруту. Джейк Хорслен, старший аналитик по СПГ в Energy Aspects, отмечает, что физические риски для транзита СПГ через Суэцкий канал больше связаны с поставками в Европу, а не с остановкой катарских поставок.
Председатель Японской газовой ассоциации (JGA) Такахиро Хондзё на пресс-конференции заявил, что, несмотря на существующие риски, в ближайшее время не ожидается внезапного дефицита поставок.