Совещание между Комитетом по автомобильному транспорту и транспортному контролю Министерства транспорта и грузоперевозчиками недавно прошло в Алматы, передает Bizmedia.kz.
Здесь обсуждались различные предложения, цель которых — улучшить процесс выдачи иностранных разрешений, часто называемых «дозволами».
Во время презентации, глава комитета Алтай Али обратил внимание на ситуации, когда небольшая группа грузоперевозчиков, преследуя свои собственные интересы, формирует и утверждает способы расчета и распределения этих разрешений, которые используются для международных автомобильных грузоперевозок.
Механизм распределения был организован таким образом, что 50% разрешений на весь год предоставляются отдельным перевозчикам. При этом они не указывают названия компаний или номера автомобилей.
В дополнение к этому, перевозчикам предоставляется 100 дней для использования этих разрешений. Это явно ставит других перевозчиков в невыгодное положение. Кроме того, текущий механизм способствует появлению дефицита разрешений и созданию условий для их перепродажи. Когда перевозчики, которые зарезервировали разрешения заранее, не успевают их использовать, начинается процесс их возврата.
«Это случается в декабре, когда они уже не нужны никому. Цифры говорят сами за себя: в 2022 году использовано только 45% разрешений, в 2023 году из 270 тысяч разрешений 45% остались неиспользованными к концу года. Это неправильный подход, от которого нужно отказаться. Нам не следует гарантировать объемы отдельным перевозчикам. Доступ к разрешениям должен быть равным и не ограничивать конкуренцию», — заявил Алтай Али.
Новый метод, разработанный комитетом, исключает все спорные вопросы и «темные» отношения в отрасли. «Мы хотим перейти на новый способ распределения этих разрешений, который не будет предполагать закрепление разрешений за определенными компаниями и будет предполагать их выдачу только при наличии конкретных грузов. Кроме того, мы хотим сократить срок использования разрешений с 100 до 30 дней и предложить указывать в разрешениях название компании, которой выдан документ, и номера автомобилей», — сообщил глава ведомства.
Предлагается исключить инспекции транспортного контроля из процессов распределения разрешений для обеспечения полной прозрачности их использования. Также ведется работа по интеграции информационных систем КАТТК МТ РК, КГД МФ РК и КНБ РК для удаленного контроля использования разрешений, что позволит в режиме реального времени отслеживать движение разрешений и пересечение государственной границы автомобильными транспортными средствами.
В рамках этой работы также планируется интеграция транспортной базы данных и отслеживание динамики перевозок с помощью информационных систем «Кеден» и «Беркут», которые должны быть завершены в первой половине 2024 года.
Эти и другие инициативы министерства обеспечат равный доступ к разрешениям и прозрачность в отрасли автомобильных грузоперевозок.