За последний год китайские военные структуры, государственные исследовательские институты и университеты закупили небольшие партии полупроводников Nvidia (NASDAQ:NVDA), которые запрещены США к экспорту в Китай. Это стало известно из анализа тендерной документации, проведенного агентством Reuters, передает Bizmedia.kz.
Продажи этих чипов от китайских поставщиков подчеркивают сложности, с которыми сталкивается Вашингтон в попытке полностью перекрыть Китаю доступ к передовым американским технологиям. Эти технологии могут способствовать прорыву в области искусственного интеллекта и сложных компьютеров для вооруженных сил.
Покупка или продажа высококлассных американских чипов не является незаконной в Китае, и общедоступные тендерные документы показывают, что десятки китайских организаций приобрели и получили полупроводники Nvidia со времени введения ограничений.
Эти чипы включают в себя модели A100 и более мощную H100, экспорт которых в Китай и Гонконг был запрещен в сентябре 2022 года, а также более медленные чипы A800 и H800, разработанные Nvidia для китайского рынка, но которые также были запрещены в октябре прошлого года.
Графические процессоры, производимые Nvidia, считаются лучшими в своем классе для работы с искусственным интеллектом. Они обеспечивают более эффективную обработку огромных объемов данных, необходимых для задач машинного обучения.
Спрос на запрещенные чипы Nvidia и доступ к ним продолжают оставаться высокими. Это также подчеркивает отсутствие хороших альтернатив для китайских компаний, несмотря на попытки Huawei и других производителей разработать свои конкурирующие продукты.
До введения запрета Nvidia занимала 90% долю на китайском рынке чипов для искусственного интеллекта.
Среди покупателей этих чипов были элитные университеты, а также две организации — Харбинский технологический институт и Китайский университет электронной науки и техники. Обе организации попали под экспортные ограничения США и были обвинены в участии в военных делах или связях с военными структурами, что противоречит национальным интересам США.
Один из покупателей приобрел шесть чипов Nvidia A100 в мае, чтобы обучать модель глубокого обучения. Другой приобрел один A100 в декабре 2022 года, но цель его использования не указана.
Ни один из упомянутых в статье покупателей не ответил на просьбу о комментариях.
В ходе обзора Reuters стало известно, что ни Nvidia, ни одобренные компанией ритейлеры не являются указанными поставщиками. Оставалось неясным, каким образом поставщики приобретали чипы Nvidia.
Однако после введения американских ограничений в Китае появился подпольный рынок таких чипов. Китайские поставщики ранее заявляли, что они получают излишки, которые остаются после поставок больших партий Nvidia крупным американским компаниям, или импортируют их через компании, зарегистрированные в таких странах, как Индия, Тайвань и Сингапур.
Агентство Reuters обратилось за комментариями к 10 поставщикам, перечисленным в тендерных документах, включая тех, которые упоминаются в этой статье, однако ни один из них не ответил.
Nvidia заявила, что они соблюдают все применимые законы об экспортном контроле и требуют от своих клиентов соблюдения тех же правил. «Если мы узнаем, что клиент незаконно перепродал чипы третьим лицам, мы немедленно примем соответствующие меры», — заявил представитель компании.
Министерство торговли США отказалось комментировать. Американские власти обещают закрыть пробелы в экспортных ограничениях и ограничить доступ к чипам подразделений китайских компаний, находящихся за пределами Китая.
Крис Миллер, профессор Университета Тафтса и автор книги «Война чипов: борьба за самую важную технологию в мире», подчеркивает, что нереально представить, что американские экспортные ограничения могут быть непреодолимыми, учитывая небольшие размеры чипов и возможность их незаконного перемещения контрабандой.
Главная цель заключается в том, чтобы наложить тормоза на развитие искусственного интеллекта Китая, затрудняя создание крупных кластеров передовых чипов, способных обучать системы искусственного интеллекта.
ВОЕННЫЕ, ПОКУПАТЕЛИ ИИ
Обзор включает более 100 тендеров, в которых государственные организации приобретали чипы A100, а также десятки тендеров, проведенных после октябрьского запрета, свидетельствующих о закупках A800.
Тендеры, опубликованные в прошлом месяце, также указывают на то, что Университет Цинхуа приобрел два чипа H100, а лаборатория, управляемая Министерством промышленности и информационных технологий, приобрела один.
Согласно тендерам из военной базы данных, в число покупателей входит одна неназванная организация Народно-освободительной армии, базирующаяся в городе Уси, провинции Цзянсу. В октябре она приобрела 3 чипа A100, а в этом месяце — один чип H100. Военные тендеры в Китае часто сильно редактируются, и Reuters не удалось узнать, кто выиграл торги или причину закупки.
Большинство тендеров указывают на то, что чипы используются для искусственного интеллекта. Однако объемы большинства закупок очень малы и далеки от того, что необходимо для создания сложных языковых моделей ИИ с нуля. По данным исследовательской компании TrendForce, для создания модели, аналогичной GPT от OpenAI, потребуется более 30 000 карт Nvidia A100. Однако несколько карт также могут выполнять сложные задачи машинного обучения и улучшать существующие модели ИИ.
Например, в прошлом месяце Шаньдунский институт искусственного интеллекта заключил контракт с компанией Shandong Chengxiang Electronic Technology на поставку 5 чипов A100 на сумму 290 000 юаней (40 500 долларов). В соответствии с условиями большинства тендеров предусматривает, что поставщики должны доставить и установить продукцию до получения оплаты.
Кроме того, многие университеты уже опубликовали уведомления о завершении сделки. Например, университет Цинхуа, прозванный китайским Массачусетским технологическим институтом, активно проводит тендеры и закупил около 80 чипов A100 после введения запрета в 2022 году.
В декабре Чунцинский университет опубликовал тендер на закупку одного чипа A100, в котором четко указывалось, что он должен быть «абсолютно новым» и не может быть б/у или разобранным. Поставка была завершена в этом месяце, как следует из уведомления.