Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) предпринимает шаги для обязания казахстанских банков возмещать своим клиентам потери, вызванные мошенническими действиями. Подробности узнал корреспондент Bizmedia.kz.
Директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг агентства Александр Терентьев, заявил: «Совместно с правительством мы предпринимаем меры по изменению ситуации с выдачей мошеннических кредитов». Он также отметил, что внесена поправка в мажилис, согласно которой банки обязаны будут возмещать украденные мошенниками средства по кредитам. Процедура возмещения находится в стадии разработки.
С 1 января 2024 года Национальный банк ввел противоположную норму в мобильных переводах, обязывая банки предупреждать клиентов о рисках, связанных с мошенническими действиями, и о возможности отмены перевода по инициативе получателя или по решению суда. Это изменение может снять некоторые претензии и упростить судебные процессы в пользу банков.
Тем временем в ноябре 2023 года АРРФР предложило еще одну поправку, согласно которой банки и микрофинансовые организации будут предоставлять информацию в кредитное бюро в режиме реального времени о заявках клиентов на кредиты. Это позволит избежать ситуаций, когда один человек в тот же день может получить несколько кредитов из-за несвоевременного обновления данных в кредитном бюро.
В декабре 2023 года АРРФР и Ассоциация финансистов Казахстана подписали меморандум, согласно которому банки, с получением согласия клиентов, будут предоставлять геолокацию клиента при мобильных переводах. Это предполагается как мера противодействия мошенничеству: при подозрительных операциях банки смогут блокировать перевод и вернуть его отправителю.