Анализ рынков транспортно-экспедиторских услуг и операций с вагонами-зерновозами, проведенный Агентством по защите и развитию конкуренции (АЗРК) за 2022 и январь-май 2023 года, выявил высокую степень концентрации и доминирование ОАО «Астык Транс», передает Bizmedia.kz.
В 2022 году доля этой компании составила 53,0%, а в 2023 году ожидается рост до 89,5%. Общий парк вагонов зерновозов составляет 10,5 тыс. единиц, из которых половина принадлежит «Астык Транс».
Это акционерное общество было создано «Казтемиртранс» (филиал «КТЖ») и ОАО «Русагротранс», с передачей вагонного парка КТЖ в объеме 3 тыс. единиц. В 2016 году 50% акций «Астык Транс», принадлежавших «Казтемиртранс», были приватизированы.
АЗРК обнаружило, что «Астык Транс» насилует свои транспортно-экспедиторские услуги, отказывается от заключения договоров без обоснования и создает дискриминационные условия. Однако, Антимонопольное уведомление о прекращении этих нарушений было выполнено по добровольному решению компании.
Агентство также выявило препятствия, влияющие на конкуренцию, такие как повышенная нагрузка на железнодорожную инфраструктуру, нехватка маневровых и магистральных локомотивов, а также сниженная пропускная способность.
Монополистическое положение на рынке грузовых железнодорожных перевозок и отсутствие доступа к нему для частных перевозчиков снижают инвестиционную привлекательность не только этого, но и смежных рынков (операции с вагонами, экспедиторские услуги и т.д.). Это ведет к необновлению и не расширению парка вагонов и локомотивов, что сказывается на качестве и стоимости услуг.
АЗРК и Министерство транспорта примут дорожные карты по развитию конкуренции на этих рынках и отправят рекомендации государственным органам для последующей работы.
«В части процесса приватизации, мы также дадим рекомендации по разделению продаваемых активов, чтобы предотвратить создание частных монополий», — добавили в агентстве.