В четверг Иран захватил танкер с иракской нефтью, который следовал в Турцию. Это было ответом на конфискацию того же судна и его нефти США в прошлом году. Иранские государственные СМИ сообщили, что это приведет к усилению напряженности в регионе, передает Bizmedia.kz.
Захват судна St Nikolas под флагом Маршалловых островов совпал с несколькими неделями нападений йеменских ополченцев Хути, поддерживаемых Ираном, на судоходные маршруты Красного моря.
Полуофициальное информационное агентство Fars сообщило, что после кражи иранской нефти Соединенными Штатами в прошлом году, танкер St Nikolas был захвачен ВМС Ирана по решению суда. Сейчас он направляется в иранские порты.
Пентагон заявил, что иранские силы незаконно взяли на абордаж судно St Nikolas в Оманском заливе и заставили его изменить курс в сторону территориальных вод Ирана. Белый дом осудил этот захват.
«Нет никаких оснований для захвата, никаких. Они должны его отпустить», — заявил представитель Белого дома по национальной безопасности Джон Кирби.
В прошлом году США конфисковали судно St Nikolas в рамках операции по соблюдению санкций, когда оно ходило под другим названием — Suez Rajan. Иран предупредил США, что этот шаг «не останется без ответа».
Согласно данным британской компании Ambrey, специализирующейся в области морской безопасности, вооруженные преступники проникли на борт танкера St Nikolas, когда он приближался к оманскому городу Сохар, и выключили систему слежения AIS, когда он направился в сторону иранского порта Бандар-и-Джаск.
«Связь с танкером St Nikolas, который плавает под флагом Маршалловых островов и принадлежит греческому судовладельцу Empire Navigation, была потеряна около 06:30 11 января в водах Омана», — сообщает турецкая нефтеперерабатывающая компания Tupras в заявлении, отправленном агентству Reuters по электронной почте. Они также подтверждают, что приобрели груз у иракской государственной компании SOMO.
«Этот инцидент не повлиял на работу нашего нефтеперерабатывающего завода», — добавляет турецкая компания, управляющая нефтеперерабатывающим заводом Izmir в Алиаге с ежедневной мощностью 241 500 баррелей.
Судно загрузило около 145 000 метрических тонн нефти в иракском порту Басра и направлялось в турецкий порт Алиага на западном побережье через Суэцкий канал, информирует компания Empire Navigation агентство Reuters. Они также говорят о потере связи с судном, на котором находился экипаж из 19 человек, включая 18 граждан Филиппин и одного гражданина Греции.
С октября йеменские хути атакуют коммерческие суда в Красном море в знак поддержки палестинской боевой группировки ХАМАС в борьбе с Израилем. Эти инциденты, в основном, происходят в Баб-эль-Мандабском проливе, который находится к юго-западу от Аравийского полуострова.
Инцидент, произошедший в четверг, имел место ближе к Ормузскому проливу, между Оманом и Ираном.
Управление морских торговых операций Великобритании (UKMTO) ранее сообщило, что получило информацию о том, что судно, находящееся примерно в 50 морских милях к востоку от побережья Омана, было захвачено четырьмя-пятью вооруженными людьми.
По информации, злоумышленники были одеты в черную форму военного образца и носили черные маски. Британское ведомство, отвечающее за безопасность на море, заявило, что не удалось установить связь со судном, и власти продолжают расследование.
«Действия Ирана противоречат международному праву и угрожают безопасности и стабильности на море», — отметил вице-адмирал Брэд Купер, командующий Пятым флотом ВМС США.
Грузовое судно Suez Rajan перевозило более 980 000 баррелей иранской сырой нефти в прошлом году, когда его захватили в ходе операции США по соблюдению санкций. США заявили, что Корпус стражей исламской революции Ирана (КСИР) пытался отправить контрабандную иранскую нефть в Китай в нарушение американских санкций. Судно не могло разгрузить нефть почти 2,5 месяца из-за опасений введения дополнительных санкций против судов, используемых для разгрузки. После разгрузки грузов судно было переименовано в St Nikolas.