В Казахстане Министерство транспорта инициирует новый подход к выдаче разрешений на международные грузоперевозки, передает Bizmedia.kz.
На недавней встрече в Алматы, Комитет автомобильного транспорта и транспортного контроля представил предложения по реформам в системе выдачи иностранных бланков разрешения. Эти изменения направлены на предотвращение создания искусственного дефицита бланков и незаконной торговли ими.
Алтай Али, председатель КАТТК, объяснил планы по внедрению новых мер и механизмов для решения долгоиграющих проблем отрасли. Сейчас 50% документов полагается перевозчикам, работавшим в прошлые годы, гарантируя им бланки на следующий период. Остальные бланки попадают в резерв, доступный всем другим перевозчикам.
Али подчеркнул, что это несправедливо и препятствует свободной конкуренции. Он напомнил, что в настоящее время бланки не содержат информации о конкретной компании или транспортном средстве, и предоставляются 100 дней для их использования, что способствует созданию искусственного дефицита.
Новое предложение Минтранспорта предусматривает выдачу разрешений на основании фактов перевозки грузов. В этом случае история перевозчика не будет учитываться, и любой казахстанский перевозчик с конкретным грузом сможет получить бланки. Этот подход исключит возможность перепродажи, а также уберет из процесса распределения бланков инспекции транспортного контроля.
В общем, основные игроки в сфере грузоперевозок и транспортные ассоциации одобрительно отнеслись к предстоящим изменениям, выразив благодарность государственным органам за внимание к их требованиям и замечаниям.
Тем не менее, некоторые перевозчики выразили недоумение по поводу некоторых пунктов, предложенных КАТТК, и вновь подняли вопрос об отсутствии бланков в начале года, когда к декабрю в системе распределения бланков остаются многие не использованные ИБР, которые невозможно использовать в последний месяц сезона, особенно в условиях сложной ситуации на границах Евросоюза.
«Проблема появления нераспределенных бланков к концу года тоже вызывает у нас большие опасения. Это происходит из-за ошибок в текущей системе распределения бланков. Сейчас мы даем 100 дней на использование бланков. Когда перевозчик, к которому прикреплены бланки, понимает, что ему не хватает времени, он начинает возвращать их в систему. Мы хотим это изменить. Поэтому мы предлагаем некоторые изменения, включая отмену ограничений по истории перевозок и активности транспортных средств. Не будет предварительного распределения. Бланк будет выдаваться по факту: взял бланк — и поехал. Это обеспечит равные возможности. Вы почувствуете это», — прокомментировал Алтай Али.
Он также описал текущую ситуацию на внутреннем рынке грузоперевозок. По его словам, в настоящее время в Казахстане 1883 перевозчика с 20 750 транспортными средствами участвуют в международных перевозках. Обмен ИБР происходит с 42 странами. Доля казахских перевозчиков в общем объеме международных грузоперевозок в стране составляет 45%.
«Согласно текущей методике, в 2022 году нами было использовано только 45% бланков, остаток — 55%. В 2023 году из 270 тыс. бланков использовано 58%. В прошлом году количество бланков категории С в направлении КНР увеличилось до 113 тыс. Мы начали выдавать документы по факту на границе. Исторически обмен с Китаем был порядка 50 тыс. ИБР. При этом был постоянный дефицит, который приводил к их перепродаже на черном рынке, где стоимость доходила до 3 тыс. долларов, при реальной цене в 1 МРП», — подробно рассказал Али.