Выяснилось, что большинство (90%) специализированной техники в данной области устарело и функционирует за пределами установленного срока эксплуатации, сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на НПП «Атамекен».
Строители продлевают ее жизнь благодаря частной экспертизе. Несмотря на то, что это не противоречит законодательству, эксперты выражают опасения о возможности повторения подобных несчастных случаев.
Расследование инцидента, случившегося в ноябре, когда башенный кран упал на стройплощадке в Костанае, подходит к концу. В результате этой трагедии погиб 49-летний крановщик. Благодаря удаче удалось избежать еще большего количества жертв: тяжелое строительное оборудование упало на припаркованные автомобили. Местные жители требовали прекратить строительство и утверждали, что трагедия была неизбежной.
В отделе промышленной безопасности сообщили, что погибший крановщик был опытным работником. Однако сама специализированная техника не имела разрешения на начало работ после установки на объекте. Чиновники узнали о ее наличии только после трагедии. После этого была проведена проверка, в результате которой было выявлено, что у 52 из 57 зарегистрированных башенных кранов истек срок эксплуатации.
Согласно законодательству, после проведения частного технического осмотра разрешается продлить срок использования башенного крана. Однако Алдан Менкеев, общественный деятель из Костаная и владелец транспортной компании, настаивает на жестком государственном контроле в этом вопросе. Он отмечает, что с 2021 года в Казахстан активно ввозят старые башенные краны из России.
«Понятия, такие как срок службы и усталость металла, необходимо учитывать, поскольку эти краны в конечном итоге должны упасть. Большинство из них были привезены из Московской области и Санкт-Петербурга. В Казахстане эти краны просто покрывали краской, чистили и устанавливали. Получается, что если россияне продают их, они не годятся для эксплуатации. Это необходимо проверить», — поделился своим мнением Алдан Менкеев.
Однако государственные органы не могут просто так проверять компании, владеющие специальной техникой. Башенные краны стали регистрироваться в департаменте промышленной безопасности добровольно только после ноябрьской трагедии. В настоящее время зарегистрировано 8 кранов, еще 14 ожидают приема в эксплуатацию после установки на новых объектах.
«Я замечаю серьезные нарушения, но я не могу просто так проверить объект. Его необходимо зарегистрировать в прокуратуре. Если речь идет о профессиональном контроле, то это полугодовой план проверок. Необходимы основания. До этого года действовал мораторий, все башенные краны, которые находятся у нас на учете, числятся за ИП или ТОО», — говорит руководитель отдела промышленной безопасности по Костанайской области Серик Умурзаков.
Официальные лица обещали объявить точные причины трагедии в ближайшем времени, экспертное заключение уже готово. Ранее в комитете промышленной безопасности говорили, что аварии чаще всего происходят из-за нарушения правил эксплуатации специальной техники, износа конструкции и несвоевременного технического осмотра.