С первого дня 2024 года в Казахстане был запущен третий этап всеобщего декларирования, который включает руководителей, учредителей (участников) юридических лиц, частных предпринимателей и их супругов, передает Bizmedia.kz.
Детали этого процесса были раскрыты на брифинге в РСК — Ерасыл Бораш, руководитель отдела администрирования физических лиц и всеобщего декларирования столичного Департамента госдоходов, передал информацию через официальный сайт местной администрации.
В столице около 270 тысяч индивидуальных предпринимателей и юридических лиц должны заполнить первоначальную форму 250.00 «Декларации активов и обязательств».
«Основная цель универсального декларирования — это сокращение теневой экономики, борьба с коррупцией, увеличение доходов бюджета и улучшение социальной политики. Согласно Налоговому кодексу, всеобщее декларирование было внедрено в Казахстане с 1 января 2021 года и проходит в четырех этапах. С 2021 года вступил в силу первый этап для государственных служащих и лиц, приравненных к ним. С 2023 года сотрудники государственных учреждений и квазигосударственного сектора, а также их супруги, начали подавать декларации, отражающие данные на 31 декабря 2022 года. С 2024 года включены руководители и основатели юридических лиц, а также частные предприниматели и их супруги», — объясняет Ерасыл Бораш.
С 2025 года декларирование будет распространяться на остальные категории граждан, в результате чего практически все взрослое население страны будет охвачено этой процедурой.
В декларации о финансовых активах и обязательствах отражаются такие позиции, как наличные, не превышающие 10 тысяч МРП, и имущество, расположенное за пределами Казахстана. Это включает земельные участки, недвижимость, банковские счета в иностранных банках, участие в капитале юридических лиц, зарегистрированных за границей.
Кроме того, декларация содержит информацию о ценных бумагах, а также дебиторской и кредиторской задолженности. Отметим, что документ должен быть нотариально удостоверен, исключая задолженности перед банками и финансовыми учреждениями.
Индивидуально можно указать иное имущество, если его стоимость превышает 1000 МРП и если есть подтверждающие документы, например, оценочная стоимость предметов искусства или ювелирных изделий.
Недвижимое и движимое имущество, зарегистрированное в Казахстане — дома, автомобили, квартиры, гаражи и банковские счета, находящиеся в стране, в декларации не указываются, так как такая информация уже доступна компетентным органам.
Декларацию можно отправить электронно или на бумажном носителе через «Кабинет налогоплательщика» (cabinet.salyk.kz), портал «электронного правительства» (egov.kz), а также через мобильное приложение eSalyq Azamat или в органы государственных доходов по месту жительства до 15 сентября 2024 года.
Неисполнение условий по срокам подачи декларации может привести к предупреждению, а в случае повторного нарушения в течение года — к штрафу в размере 15 базовых показателей.
При возникновении вопросов о всеобщем декларировании, граждане могут обратиться за консультацией в единый контакт-центр по номеру 1414.