В свете январских событий в Казахстане планируется создать Службу авиационной безопасности (САБ). Это будет организация гражданской авиации, которая будет обеспечивать безопасность в аэропортах страны, сообщает Bizmedia.kz.
Службу авиационной безопасности готовятся создать после январских событий в Казахстане
Создание САБ обусловлено необходимостью улучшения защиты стратегически важных объектов, таких как аэропорты, от возможного вредоносного влияния. Для этого предусмотрено внесение изменений в закон «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации». САБ будет подчиняться уполномоченному органу в сфере гражданской авиации и будет выполнять поручение главы государства о «Создании единой службы авиационной безопасности в аэропортах».
Основная часть обязательств по обеспечению безопасности в аэропортах будет передана САБ, частично путем упразднения существующих служб авиационной безопасности. Это решение основано на международном опыте, таком как меры, принятые в США после атак 11 сентября 2001 года, и во Франции, где за авиационную безопасность отвечает государственное учреждение — Авиатранспортная жандармерия (Gendarmeriedes transports aériens – GTA), структурное подразделение Национальной жандармерии Франции. Во многих европейских странах службы авиационной безопасности функционируют отдельно от эксплуатантов аэропортов, либо через аутсорсинг, либо под контролем государственных предприятий, выполняющих надзорные функции.
Согласно разработчикам, применение данного подхода укрепит доверие населения к системе авиационной безопасности (САБ) и к общей системе авиаперевозок. Содержание и оснащение САБ требуют значительных инвестиций, которые не окупаются установленными тарифами.
Стандарты безопасности авиаперевозок Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и других организаций, таких как ECAC, FAA, TSA и крупные авиакомпании, становятся все более строгими с каждым годом. В связи с этим, создатели документа подчеркнули необходимость создания единой системы обеспечения авиационной безопасности, включающей следующие аспекты:
- Отделение обеспечения авиационной безопасности от экономической деятельности аэропортов.
- Унифицированную централизованную методику управления службами авиационной безопасности в аэропортах.
- Создание окружения для реализации единой политики по техническому обновлению служб авиационной безопасности в аэропортах.
- Направленное и максимально эффективное использование ресурсов, выделенных на усиление мер авиационной безопасности, получаемых от аэропортов услуг по обслуживанию воздушных судов.
- Быстрое реагирование и принятие мер по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
- Унифицированную кадровую политику, учитывающую численные потребности каждого аэропорта, с профессиональной подготовкой и переподготовкой в учебных центрах по авиационной безопасности ИКАО.
В законопроекте предусматривается около 40 поправок, включая изменения в Бюджетный кодекс. Планируется внести новый раздел, посвященный «обеспечению авиационной безопасности». В соответствии с указом главы государства о создании единой службы авиационной безопасности на аэропортах, будет создана Казахская служба авиационной безопасности. Она будет подчиняться уполномоченному органу в области гражданской авиации.
Однако возникает вопрос о финансировании такой государственной структуры. На начальной стадии рассматривается комбинированный подход, включающий использование собственного дохода от предоставления услуг аэропортам и бюджетного финансирования. Затем планируется переход на самоокупаемость путем пересмотра тарифов на авиационную безопасность, как указано в обосновании добавления в Бюджетный кодекс.