Глава государства Касым-Жомарт Токаев сделал послание народу Казахстана о «Экономическом курсе Справедливого Казахстана», отмечая начало очередной сессии и пожелав успехов в ответственной работе. После весенних выборов состав Парламента изменился, увеличив количество партий и внесенные изменения в состав депутатов. Корреспондент Bizmedia.kz выделил главное и узнал детали.
Политика и Послание
Фракции политических партий и депутаты-одномандатники активно участвовали в работе, представляя множество актуальных законопроектов и поднимая важные вопросы, связанные с развитием страны. Парламентарии также продолжили интенсивную работу в летнее время, посетив более 1200 населенных пунктов и встретившись с избирателями, чтобы оценить ситуацию на местах.
Глава государства выразил искреннюю благодарность всем за продуктивную деятельность и выразил надежду на еще более высокий темп работы во время новой сессии.
Глава государства подчеркнул, что традиция представления ежегодного Послания народу на открытии сессии Парламента имеет особое значение. Это момент, когда представители всех ветвей власти собираются вместе, чтобы обозначить важные направления работы на среднесрочный период, дать конкретные поручения и ставить новые задачи.
Такое событие придает новый импульс работе Парламента, Правительства и других государственных органов, способствуя их скоординированной и эффективной деятельности. Глава государства также отметил, что большинство его инициатив уже были реализованы, а некоторые находятся на стадии внедрения.
Уровень жизни казахстанцев
Президент подчеркнул ряд мер, которые оказали прямое воздействие на уровень жизни граждан. Например, начиная с 2020 года, заработная плата учителей увеличилась вдвое, и зарплата врачей также значительно выросла, превышая средние доходы в стране. Гражданам предоставлена возможность использовать часть своих пенсионных накоплений, что позволило около миллиона людей решить жилищные проблемы.
Проект «Комфортная школа» предполагает строительство около 400 новых школ, а в сельской местности возводится более 300 объектов здравоохранения. Также была начата реализация проекта «Нацфонд – детям», который предусматривает поступление средств на счета детей начиная с нового года.
Важно отметить, что возвращено в государственную собственность 8 миллионов гектаров неиспользуемых или незаконно переданных земель. Президент подчеркнул, что это лишь часть уже реализованных мероприятий, и большая работа будет продолжена.
Реформы и ВВП
Глава государства отметил, что начиная с прошлого года, в стране были проведены обширные политические реформы, в результате чего произошли кардинальные изменения. Граждане стали свидетелями и активными участниками этого процесса.
Эти меры помогли достичь оптимального баланса между разными ветвями власти, и страна перешла к модели президентской республики с сильным парламентом. Это укрепило формулу «сильный Президент – влиятельный Парламент – подотчетное Правительство». Сейчас важно претворить в жизнь принципы «слышащего государства», и Парламент играет особую роль в этом процессе.
В сфере прав человека были предприняты важные шаги, и продолжается работа по обеспечению верховенства закона и справедливости. Также расширены возможности участия граждан в принятии государственных решений, что способствует повышению политической культуры общества и переходу на новый уровень в этом аспекте.
Президент подчеркнул, что для достижения настоящего развития страны необходимо сочетать политические реформы с глубокими и всеобъемлющими социально-экономическими изменениями. Несмотря на сложную геополитическую обстановку, Казахстан продолжает демонстрировать положительную динамику по всем основным показателям экономического развития.
В прошлом году общий объем валового внутреннего продукта (ВВП) Казахстана составил 104 триллиона тенге, и были привлечены рекордные 28 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций. Внешнеторговый оборот также достиг исторического максимума в 136 миллиардов долларов, при этом 84 миллиарда долларов приходится на экспорт. Важным стабилизирующим фактором для экономики страны являются внешние резервы, которые приближаются к отметке в 100 миллиардов долларов.
Экономический прорыв и новый экономический курс
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что в мировой экономике и в международном распределении труда сегодня происходят глобальные изменения. Набирает обороты технологическая гонка, и конкуренция за ресурсы усиливается повсеместно. Проблемы, связанные с изменением климата, продовольственной безопасностью и устойчивым демографическим развитием, становятся особенно актуальными.
В этот важный период, Казахстан имеет все возможности для сильного экономического прорыва. Для этого необходимо постепенно, но решительно перейти на новую экономическую модель, в которой важнейшим приоритетом будет улучшение жизни граждан, а не абстрактные достижения.
Глава государства подчеркнул, что новый экономический курс Казахстана будет основываться на принципах справедливости, инклюзивности и прагматичности. Эта новая парадигма развития страны будет строиться на эффективном использовании конкурентных преимуществ, а также на максимальном раскрытии потенциала всех ключевых факторов производства, включая труд, капитал, ресурсы и технологии.
В рамках новой экономической политики отойдут от практики установления долгосрочных, неопределенных целей. Все задачи, изложенные в данном Послании, будут решаться в течение трех лет, и для самых сложных из них будут установлены конкретные сроки достижения.
Необходимо акцентировать внимание на направлениях, таких как глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений. Иными словами, необходимо создать кластеры с высокой степенью переработки и добавленной стоимости.
Туризм
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность развития туристической отрасли в стране и необходимость реализации значимых проектов в этой области. В настоящее время Казахстан отстает от других государств в туристической сфере, и требуется активное действие для изменения этой ситуации.
Он также подчеркнул необходимость создания конкретного перечня из не менее чем 15 крупных туристических проектов, предотвращение прошлых ошибок и разработку эффективных мер поддержки, а также установление четких сроков реализации. Важно активно вовлекать как иностранных инвесторов, так и местный бизнес в осуществление этих проектов.
Государственные закупки
Президент отметил, что в прошлом году было поручено внедрить новую систему государственных закупок с целью устранения проблем текущей системы, таких как длительные сроки, частые обжалования и недостаточная прозрачность. Подготовлен новый закон, который должен способствовать более рациональному и ответственному использованию бюджетных средств.
Эта новая система также должна поддерживать местное предпринимательство и оперативно решать насущные проблемы с использованием бюджетных средств. Планируется упростить и сократить процедуры закупок, уделять приоритет качеству перед ценой, чтобы предотвратить демпинг, и полностью автоматизировать процессы.
В рамках новой системы впервые будут внедрены инструменты «под ключ» для строительных закупок. Для обеспечения прозрачности предусмотрен новый механизм рассмотрения жалоб и внедрение общественного мониторинга. Как результат, доля казахстанского содержания в регулируемых закупках должна составить не менее 60% в течение трех лет.
Внутренний рынок
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что в настоящее время многие страны активно применяют защитные меры для своего внутреннего рынка, даже развитые государства. В то время как по классификации ВТО уровень защиты внутреннего рынка в Казахстане считается низким, и применяются всего 128 нетарифных мер. Поэтому стране необходимы новые и смелые подходы в торговой политике.
Он также отметил, что государство обязано защищать отечественных производителей, но это не означает закрытия экономики страны для внешнего мира. Важно оставаться открытыми, но с учетом интересов национального бизнеса.
Промышленность и травматизм
Глава государства подчеркнул важность развития добывающей промышленности в Казахстане, которая является надежным источником экономического роста для страны. Однако он также обратил внимание на растущее недовольство граждан, проживающих вблизи крупных производств. Эти граждане жалуются на ухудшение экологической обстановки и воздействие на здоровье.
Также в последнее время стали чаще случаи травм и смерти рабочих на производстве. Правительству необходимо принимать решительные меры для улучшения технологического и экологического состояния предприятий и системы охраны здоровья рабочих. Крупные промышленные предприятия должны периодически проходить технологический и экологический аудит не реже чем раз в пять лет. Это требование распространяется и на инфраструктурные предприятия.
стране и отметил, что несмотря на богатые природные ресурсы, в течение длительного времени не было значительных геологических открытий. Он подчеркнул необходимость срочной модернизации системы управления горнорудным сектором.
Привлечение крупных частных инвестиций может сыграть ключевую роль в развитии этой отрасли, как это происходит в большинстве других стран. Для этого требуются гибкие регуляторные и фискальные условия, способствующие привлечению частных компаний и инвестиций в геологическое разведывание и добычу полезных ископаемых.
Недропользование
Касым-Жомарт Токаев предложил ряд мероприятий для развития геологоразведки и добычи полезных ископаемых в стране:
- Обеспечение приоритетного права на недропользование инвесторам, осуществляющим геологическое изучение за счет своих средств.
- Сокращение сроков и процедур согласования проектов вдвое путем внедрения комплексной государственной экспертизы и полной цифровизации процесса.
- Увеличение площади геолого-геофизической изученности с текущих полутора миллионов до не менее 2 миллионов 200 тысяч квадратных километров к 2026 году.
- Приоритетное освоение залежей редких и редкоземельных металлов, которые считаются важными ресурсами для технологического прогресса.
Кроме того, предложено освободить иностранных и отечественных инвесторов от уплаты налогов и других обязательных платежей на первые три года с целью поддержки обрабатывающей промышленности. Эти меры призваны стимулировать развитие горнорудного сектора и привлечение инвестиций в эту отрасль.
Оборонно-промышленный комплекс
Глава государства выразил необходимость всемерного укрепления оборонно-промышленного комплекса для обеспечения национальной безопасности. Важной задачей является создание цикла производства с высокой долей локализации, чтобы уменьшить зависимость от импортных поставок вооружения и военной техники.
Ключевыми моментами в этой сфере являются:
- Обеспечение армии высокотехнологичным вооружением и техникой, включая бронетехнику, беспилотные летательные аппараты и современное стрелковое оружие.
- Укрепление производственных мощностей для оперативного ремонта военной техники и поддержка отечественных предприятий в этой сфере.
- Продолжение работы по трансферту современных технологий и локализации новых производств.
Для финансовой поддержки отечественных предприятий в этой сфере предполагается создание специального Фонда развития оборонно-промышленного комплекса. Эти меры направлены на обеспечение страны собственным оборонным потенциалом и снижение зависимости от импорта военной продукции.
Агропромышленный комплекс
Президент выдвинул цель реализации реального прорыва в агропромышленном комплексе Казахстана. Основные направления и меры для достижения этой цели включают:
- Переход от первичного производства к более высокообрабатываемой продукции в течение трех лет, с увеличением доли переработанных продуктов до 70%. Это потребует пересмотра налоговой политики в сторону стимулирования переработки сельскохозяйственной продукции.
- Увеличение критической массы крупных игроков в аграрной сфере для обеспечения масштабов, качества и регулярности поставок на рынки. Стимулирование укрупнения отечественных агрофирм.
- Привлечение транснациональных корпораций на взаимовыгодных условиях для развития агропромышленного сектора и достижения высокого экспортного потенциала.
Эти меры направлены на укрепление позиций Казахстана как одного из ведущих аграрных центров Евразийского континента и раскрытия потенциала сельскохозяйственной отрасли страны.
Мясо, молоко, зерно
Президент Касым-Жомарт Токаев выразил приоритет в развитии отраслей, которые имеют большой потенциал для Казахстана. Это включает в себя глубокую переработку продуктов животноводства, таких как мясо, молоко и зерно, а также развитие промышленного тепличного хозяйства. Однако важно не упускать из виду потенциал отечественных агропредприятий, как это продемонстрировала Северо-Казахстанская область, где успешно строятся более 100 крупных молочно-товарных ферм.
Профессионализм аграриев и наличие достаточной кормовой базы, в сочетании с эффективной государственной поддержкой, приносят хорошие результаты. Этот опыт стоит использовать и в других сферах, таких как строительство птицефабрик, овощехранилищ и предприятий, занимающихся животноводством для производства мясных продуктов.
Программа «Ауыл аманаты»
Глава государства подчеркнул важность поддержки малых хозяйств в развитии сельских районов. Программа «Ауыл аманаты» успешно продемонстрировала свою эффективность, но ее следующим этапом должно стать не только предоставление льготных кредитов, но и стимулирование сотрудничества между личными подсобными хозяйствами.
Серьезной проблемой является износ сельскохозяйственной техники, который сегодня составляет 80%. Поэтому необходимо ускорить темпы обновления сельскохозяйственной техники до 8-10% в год, учитывая интересы как отечественных производителей техники, так и аграриев.
В условиях увеличивающейся глобальной конкуренции и изменения товарных потоков особое значение приобретает политика сбыта. Важно сохранить как внутренние, так и экспортные рынки, которые были разработаны многие годы. Правительству предстоит задача планомерно расширить географию экспорта и принять меры по продвижению казахстанских товаров на зарубежных рынках.
Сельское хозяйство
Президент выразил убеждение, что сельское хозяйство в современном мире стало высокотехнологичной отраслью, где успех аграриев определяется не только землей и климатом, но и инновационными решениями. Без применения современной науки отрасль будет не только стагнировать, но и ухудшаться. Следовательно, необходимо сосредоточить усилия на развитии агронауки и ее практическом внедрении в сельском хозяйстве.
Национальный аграрный научно-образовательный центр должен быть преобразован в высокотехнологичный агротехнологический хаб, объединяющий различные аспекты аграрных исследований.
Важным шагом также является установление сотрудничества с ведущими зарубежными центрами агронауки и поддержка частных научно-технологических инициатив. Образовательные программы должны быть адаптированы к потребностям сельского сектора.
Подчеркивается необходимость серьезных реформ в растениеводстве, включая диверсификацию посевов, расширение площадей высокоприбыльных культур и сокращение водоемких и монокультурных посевов. Также следует активно работать над обеспечением фермеров отечественными семенами и созданием новых сортов, способствующих повышению производительности.
Регулирование цен
Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность решения проблемы избыточного ценового регулирования, которая сильно затрудняет развитие сельского хозяйства. Он также выразил мнение, что Продовольственная контрактная корпорация должна активнее вмешиваться в стабилизацию ситуации на рынке.
В случае необходимости она должна проводить интервенции, чтобы предотвращать рост цен. Кроме того, Продкорпорация должна содействовать частному сектору в создании полноценной инфраструктуры для производства, хранения и сбыта сельскохозяйственной продукции.
ТЭЦ
Глава государства подчеркнул, что серия аварий на теплоэлектростанциях прошлой зимой оставила наглядные следы, обнаружив проблемы, которые накапливались многие годы, связанные с изношенной инфраструктурой. Он подчеркнул, что устаревшая инфраструктура негативно влияет как на качество жизни граждан, так и на индустриализацию страны. Президент выразил мнение, что новую экономическую модель невозможно реализовать без модернизации инфраструктуры. В рамках разрабатываемого Правительством Инфраструктурного плана важно выявить все существующие проблемы в данной сфере и определить пути их решения.
Также был поднят вопрос об энергетической безопасности, и президент призвал использовать собственные ресурсы в этой области насколько это возможно. Он отметил, что ключевую роль играет электроэнергетический сектор и сообщил, что в ближайшие пять лет планируется ввести в эксплуатацию новые энергетические мощности объемом не менее 14 гигаваттов. Президент также подчеркнул завершение реконструкции первого блока Экибастузской ГРЭС-1 и запуск всех 8 блоков, что ранее не было осуществлено. Также рассказано о начале проекта по расширению ГРЭС-2 и начале строительства ГРЭС-3.
Электроэнергия и тарифы
Президент выразил убеждение, что Казахстан не должен быть зависимым от импорта электроэнергии и что текущая ситуация недопустима с точки зрения национальной безопасности. Он подчеркнул, что страна должна стремиться к самообеспечению в этой области.
Президент также подчеркнул важность продолжения проектов в сфере возобновляемой энергетики и отметил, что развитие гидроэлектростанций заслуживает отдельного внимания.
Кроме того, он подчеркнул, что энергетика, тепло и вода представляют собой взаимосвязанную систему и должны рассматриваться как важная часть экономики. Существующий подход нуждается в обновлении, и сегодня требуются новые решения для обеспечения надежного энерго-, тепло- и водоснабжения.
Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул необходимость пересмотра тарифной политики и внедрения новых методов формирования тарифов, с целью повышения инвестиционной привлекательности отрасли. Он предложил установить адекватные рыночные тарифы сроком на 5-7 лет для всех субъектов естественных монополий. Этот гарантированный долгосрочный тариф позволит предсказуемо планировать инвестиции и станет надежным обеспечением при привлечении кредитных средств.
При этом он также подчеркнул, что монополисты должны нести большую ответственность. Введение цифровых инструментов контроля и расширение доступа граждан к информации о выполнении тарифных смет и инвестиционных программ будут способствовать более прозрачной и ответственной работе в этой сфере.
Газификация
Глава государства подчеркнул важность дальнейшей газификации страны. Он отметил, что расширение ресурсной базы природного газа является приоритетной задачей для Правительства и национальной газовой компании. В этом контексте необходимо ускорить строительство новых газоперерабатывающих заводов и максимально использовать существующие мощности.
Президент подчеркнул, что нефтегазовые гиганты Казахстана, такие как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, должны обеспечивать надежное и доступное газоснабжение. Также важно привлекать инвестиции для разведки и освоения новых газовых месторождений.
Он также обратил внимание на важность ответственного и экономичного использования электроэнергии, тепла и воды, подчеркивая, что этот подход должен стать частью новой бытовой культуры в стране. Расточительное потребление больше не может быть позволено, и Правительству следует пересмотреть политику энергоэффективности с учетом стандартов ОЭСР.
Он предложил внедрить поэтапно четкие нормативные требования в области энергоэффективности и ресурсосбережения, с целью снижения ключевых показателей энергопотребления и энергоемкости к 2029 году как минимум на 15%. Президент также подчеркнул важность развития зеленой экономики и отметил, что в долгосрочной перспективе мировой переход к чистой энергетике неизбежен.
Энергетика
Президент отметил, что международные аналитики сообщают о том, что около трети всех глобальных капитальных вложений уже направляется на проекты в области возобновляемой энергетики. В Казахстане также проделана значительная работа в этом направлении, включая принятие нового Экологического кодекса и установление Стратегии достижения углеродной нейтральности до 2060 года. Доля возобновляемой энергетики в общем объеме генерации электроэнергии за последние пять лет увеличилась почти до 5%, и к 2027 году планируется ввести еще 1,4 гигаватта возобновляемых мощностей.
Структура энергетического баланса страны будет неизбежно меняться, и, следовательно, необходимо улучшать методы управления всей энергетической отраслью, начиная с генерации и заканчивая сбытом. Президент подчеркнул важность развития водородной генерации и расширения объектов генерации как основы для передачи технологий и локализации производства в области энергетической индустрии, а также создания аккумуляторных производств.
Он также отметил, что нужны новые решения в области создания балансирующих мощностей и систем аккумулирования энергии. Переход к углеродной нейтральности может быть ускорен через торговлю квотами на выбросы парниковых газов. Президент призвал Правительство и бизнес активно вовлекаться в реализацию указанных направлений.
Привлечение «зеленых» финансов
Президент подчеркнул, что ведущие экономики всё более ориентируются на привлечение «зеленых» финансов. За последние семь лет в мире было направлено более двух с половиной триллионов долларов на «зеленые» облигации. Принципы ESG (Environmental, Social, and Governance) за короткий период стали стандартной практикой для финансовых организаций.
В связи с этим, Международный финансовый центр «Астана» должен стать важной площадкой в регионе для привлечения «зеленого» финансирования. Это подразумевает, что Казахстан стремится развивать и привлекать инвестиции, которые способствуют экологической устойчивости, социальной ответственности и хорошему управлению в различных секторах экономики.
Атомная энергетика
Глава государства подчеркнул, что развитие атомной энергетики стало важным экономическим и политическим вопросом. В Казахстане существуют различные точки зрения относительно целесообразности строительства атомных электростанций (АЭС). С одной стороны, как крупнейшему производителю урана в мире, Казахстану следует иметь собственную атомную генерацию. Некоторые специалисты поддерживают строительство АЭС с малыми реакторами.
С другой стороны, у многих граждан и экспертов есть опасения относительно безопасности атомных станций, особенно учитывая трагическое наследие Семипалатинского ядерного полигона. Президент подчеркнул важность продолжения общественных слушаний и всестороннего обсуждения данного вопроса.
Он напомнил, что в своей предвыборной платформе обещал, что по наиболее важным стратегическим вопросам будут проводиться референдумы. В связи с этим, он предложил вынести вопрос о строительстве или отказе от строительства АЭС на общенациональный референдум. Окончательные сроки проведения референдума будут определены позднее. Это позволит гражданам активно участвовать в принятии решения по данному важному вопросу, который касается будущего страны.
Водные ресурсы
Президент подчеркнул, что проблема доступности и качества водных ресурсов остается актуальной для Казахстана. Учитывая рост населения и экономики, к 2040 году дефицит воды в стране может достигнуть 12-15 миллиардов кубических метров. Казахстан зависит от ресурсов трансграничных водных источников, и реки и каналы Евразии являются общим природным достоянием, которое объединяет народы и экономики.
Президент подчеркнул важность нахождения понимания и достижения взаимовыгодного консенсуса с соседями и друзьями по данному вопросу. В этой связи проведение сбалансированной водной политики и решение вопросов трансграничного водопользования являются важнейшими задачами Правительства. Это позволит эффективно управлять водными ресурсами, обеспечивать устойчивость и сотрудничество в регионе.
Он также отметил, что процесс внедрения водосберегающих технологий идет медленно, и в стране отсутствует культура ответственного водопотребления. В некоторых регионах потери в сельском хозяйстве, которое является ключевым потребителем воды, достигают 40%. Фактический износ водохозяйственных объектов превышает 60%.
Для исправления ситуации требуются решительные и оперативные меры. В первую очередь необходимо ускорить внедрение передовых водосберегающих технологий на площади до 150 тысяч гектаров в год. Также нужно решить вопросы накопления талой воды и снижения потерь при ее передаче. Для этого предполагается строительство 20 новых водохранилищ и реконструкция как минимум 15 существующих, а также модернизация и цифровизация не менее 3500 километров каналов. Главная цель заключается в обеспечении дополнительно около двух кубических километров воды к 2027 году.
Президент предложил ввести повышенные тарифы для сверхнормативного потребления воды и призвал экономить воду. Он также подчеркнул необходимость полного искоренения «черного рынка» воды и заявил, что нарушения в этой сфере будут строго наказываться в соответствии с законом.
Водные ресурсы имеют для Казахстана не менее важное значение, чем нефть, газ или металлы. Поэтому Президент считает, что эффективным развитием водохозяйственной системы должно заниматься самостоятельное ведомство. В этой связи будет создано Министерство водных ресурсов и ирригации.
Национальная гидрогеологическая служба
Президент объявил о создании Министерства водных ресурсов и ирригации в рамках реформирования системы управления водным хозяйством Казахстана. В рамках этого министерства будет также воссоздана Национальная гидрогеологическая служба.
Реформы будут охватывать всю систему управления водным хозяйством страны, включая такие ключевые компании, как «Казводхоз» и «Нуринский групповой водопровод», и другие организации в этой сфере. Эти изменения требуют существенного материального и кадрового усиления всей отрасли.
Президент также подчеркнул, что дефицит воды является общей проблемой для стран Центральной Азии, и рациональное использование водных ресурсов может стать важным элементом новой модели региональной кооперации. Он поручил Правительству провести всестороннее изучение этого вопроса с соседними государствами.
Реализация транспортно-логистического потенциала и Транскаспийский маршрут
Президент подчеркнул стратегическое значение развития транспортно-логистического потенциала для Казахстана. Он отметил, что мир переживает формирование новой экономической географии с быстрорастущими торговыми потоками между Китаем, Европой, Россией и Центральной Азией.
Казахстан расположен на перекрестке этих торговых путей, что предоставляет стране широкие возможности для развития. Президент выразил уверенность в том, что транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из движущих моторов экономического развития страны.
Для достижения этой цели он подчеркнул необходимость реализации крупных железнодорожных проектов, таких как «Достык – Мойынты», «Бахты – Аягоз», «Дарбаза – Мактаарал» и обводная линия Алматы. Президент также отметил важность продолжения сотрудничества в транспортной сфере с Россией и Китаем.
Президент также выделил важные проекты, такие как строительство «сухого порта» на переходе «Бахты», контейнерного хаба в Актау и расширение портовых мощностей на Черном море вдоль Среднего коридора. Он отметил, что уже начато строительство казахстанских терминалов в китайском Сиане и грузинском порту Поти.
Президент подчеркнул, что реализация транспортного потенциала зависит от конструктивных и добрососедских отношений с близлежащими странами, включая Россию, Китай и соседние страны в Центральной и Южной Азии.
Морская инфраструктура
Президент подчеркнул важность развития морской инфраструктуры и порта Курык, который должен стать полноценным логистическим кластером, аналогичным порту Актау. Он также отметил значение международного коридора «Север – Юг», который открывает Казахстану доступ к портам Персидского залива.
Президент выразил необходимость удвоения пропускной способности железнодорожной части данного коридора и подчеркнул важность начала модернизации казахстанского участка железнодорожной линии «Болашак – Челябинск». Он также отметил, что аэропорты Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе должны предоставлять широкий спектр логистических услуг и стать мультимодальными центрами для грузовых перевозок.
Президент подчеркнул важность адекватной тарифной и регуляторной политики, а также активного привлечения частных инвестиций для развития транспортно-логистической отрасли Казахстана.
КТЖ
Президент подчеркнул важность завершения трансформации КТЖ в полноценную транспортно-логистическую компанию и решение проблем в сфере строительства автомобильных дорог. Он отметил, что качество дорожных работ оставляет желать лучшего, и это связано с несвоевременным и некачественным выполнением работ, высоким уровнем коррупции и низкой конкуренцией.
Президент заявил, что до конца года будут приняты конкретные меры по ужесточению контроля и принятию новых нормативных документов. Все недобросовестные компании, в соответствии с законом, будут привлечены к ответственности. До 2029 года также предстоит провести качественную реконструкцию более четырех тысяч километров автомобильных дорог в стране.
Транзитный хаб
Глава государства подчеркнул важность усиления позиций Казахстана в качестве узлового транзитного хаба в Евразии и развития транспортно-логистической отрасли. Он установил стратегическую задачу достижения доли транспортно-логистического сектора в структуре ВВП не менее 9% в течение ближайших трех лет.
Для этого Президент предложил восстановить Министерство транспорта и поручил ему заниматься не только управлением транспортной отрасли, но и строительством дорожной инфраструктуры.
Цифровизация и ИИ
Президент подчеркнул важность цифровизации и внедрения инноваций в Казахстане, а также стремление превратить страну в IT-государство. Он отметил успешные достижения в этой сфере, такие как лидерство в мире по индексам развития электронного правительства и финтеха, а также значительный рост экспорта отечественных IT-услуг.
Президент также поставил новую задачу Правительству – увеличить экспорт IT-услуг до одного миллиарда долларов к 2026 году. Он отметил, что сотрудничество с крупными зарубежными IT-компаниями и открытие совместных предприятий будут способствовать достижению этой цели.
Президент призвал наладить сотрудничество с ведущими международными компаниями, подготовить квалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта и создать привлекательные условия для инвестиций в строительство крупных дата-центров.
Также была высказана идея использования Казахстана в качестве площадки для продажи вычислительных мощностей мировым компаниям и закрепления руководящих принципов цифровизации на законодательном уровне. Президент призвал Правительство, экспертное сообщество и депутатов Парламента подготовить целостный отраслевой документ в этой области.
Закон «О науке и технологической политике»
Президент подчеркнул важность разработки закона о науке и технологической политике, который должен способствовать развитию экономики на основе науки и инноваций. Он выразил необходимость в действенных мерах поддержки частных инициатив по созданию инновационной инфраструктуры, таких как бизнес-инкубаторы, центры коммерциализации, технопарки и конструкторские бюро, а также призвал использовать успешный зарубежный опыт в этой области.
Президент отметил, что венчурное финансирование должно стать основным источником запуска инновационных проектов и подчеркнул необходимость решения всех правовых и финансовых вопросов, чтобы привлечь отечественных и иностранных инвесторов к инновационным проектам.
Президент выразил важность расширения инновационного развития за пределами Астаны и Алматы. Он отметил, что в регионах страны также есть талантливые и креативные граждане, и важно создавать условия, чтобы они могли полностью реализовать свой потенциал.
Президент поставил задачу разработать целостную инновационную экосистему в областных центрах на базе региональных университетов и провести масштабирование опыта, полученного от Astana Hub, для поддержки инноваций и предпринимательства в регионах.
Креативная индустрия
Президент подчеркнул важность развития креативной индустрии, которая включает в себя медиа, кино, музыку, дизайн, образование и информационные технологии. Он отметил, что в современном мире креативное производство, основанное на творческом потенциале и интеллектуальном капитале граждан, играет важную роль в развитии экономики и создании рабочих мест.
Президент выразил обеспокоенность тем, что в Казахстане креативная индустрия до сих пор недостаточно развита, и ее вклад в ВВП и занятость остаются низкими. Он подчеркнул важность создания всех необходимых условий для развития креативной экономики, включая защиту интеллектуальной собственности с помощью правовых инструментов.
Президент выразил стремление расширить развитие креативной индустрии за пределами крупных городов, таких как Астана, Алматы и Шымкент. Он подчеркнул необходимость создания центров креативной индустрии в каждом областном центре и крупном городе, чтобы обеспечить равные возможности для талантливых людей во всех регионах страны.
Президент также отмеретил, что субъекты креативной индустрии имеют свои особенности производственного процесса, что может затруднить их участие в программах поддержки предпринимательства и получение финансирования. В связи с этим, он выразил необходимость разработки специальных мер поддержки для «креативщиков», чтобы обеспечить им подходящие условия для развития и роста.
Среднее предпринимательство и бизнес
Президент подчеркнул важность развития среднего предпринимательства в стране и отметил, что необходимо активно устранять перекосы, которые могут сдерживать его рост. Множество предпринимателей остаются в категории малого бизнеса из-за таких перекосов, и для успешного перехода на новую экономическую модель необходимо разработать стратегию по развитию среднего предпринимательства.
Президент также предложил внести изменения в законодательство, чтобы стимулировать укрупнение субъектов малого предпринимательства и поддерживать успешные средние предприятия. Эти предприятия должны разрабатывать конкретные планы, направленные на увеличение своих возможностей и расширение производства.
Его предложение также включает объединение программ поддержки малого и среднего предпринимательства, чтобы создать комплексную программу, направленную на развитие этого сектора экономики.
Главное внимание следует уделить стимулированию экспорта, и Токаев считает, что нужно создать полноценный институт продвижения экспорта на основе компании KazakhExport, объединив в нем все необходимые инструменты. Кроме того, он предлагает переориентировать деятельность «Отбасы банка» с областных центров на районы, моногорода и села.
Очевидно, что развитие предпринимательства невозможно без развития конкуренции, и в некоторых базовых отраслях сегодня существует доминирование нескольких крупных игроков, что искажает рынок.
Демонополизация ключевых рынков
Токаев подчеркнул необходимость совместных действий Агентства по защите и развитию конкуренции и Правительства для демонополизации ключевых рынков. Он отметил, что, несмотря на созданные благоприятные условия для функционирования товарных бирж, неэффективное регулирование привело к возникновению «карманных» товарных бирж, которые используются для устранения конкуренции, обхода закупочных процедур в пользу импорта и беспродуктивного посредничества.
По мнению главы государства, необходимо ужесточить регуляторные требования и устранить указанные недостатки. При этом важно обеспечить полноценный доступ отечественных производителей к передовым торговым инструментам и не ограничиваться только национальной торговой системой. Он также подчеркнул важность сотрудничества с бизнесом для создания сильной региональной товарно-сырьевой биржи.
Президент выразил обеспокоенность тем, что антимонопольному органу часто не хватает возможности предпринимать оперативные меры для устранения нарушений. По его словам, большая часть антимонопольных расследований обжалуется в судах, что приводит к задержкам, а судебные процессы могут затягиваться на годы, что фактически блокирует работу органа. Поэтому он предложил Правительству внести законодательные поправки в Парламент для устранения этой проблемы.
Кроме того, Президент подчеркнул важность разгосударствления экономики. Он отметил, что множество активов, которые были незаконно приватизированы или выведены за рубеж, возвращаются государству. В рамках построения открытой и конкурентной экономики, эти активы должны быть переданы на рынок, но при соблюдении прозрачных и выгодных для государства условий. Президент также призвал ускорить процессы приватизации и проведения народных IPO.
Управление активами
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что главной целью является радикальное повышение прозрачности и эффективности управления активами. Он поручил Правительству начать процесс приватизации всех несвязанных с основными отраслями активов и проведение народных IPO компаний, принадлежащих Фонду «Самрук-Казына», с 2024 года.
В следующем году предполагается провести народное IPO компании Air Astana, а также готовить компанию QazaqGaz к выходу на рынок и осуществить продажу государственных активов в крупных компаниях.
Глава государства подчеркнул важность установления конструктивного диалога между властью и предпринимательским сообществом. Он признал, что в период перехода могут возникать недоразумения и избыточное применение законов со стороны государственных органов. В этой связи, он выразил необходимость продолжения процесса декриминализации экономических преступлений.
Касательно налоговых преступлений, глава государства подчеркнул необходимость внедрения справедливых критериев для определения пределов, когда следует привлекать к уголовной ответственности.
Он также призвал прекратить преследование предпринимателей правоохранительными органами и выразил обеспокоенность информацией о том, что такие практики, несмотря на запреты, продолжаются. В этом контексте он подчеркнул важность обсуждения вопросов поддержки отечественного предпринимательства, снижения регуляторного давления и развития конкуренции. В ближайшее время он намерен провести специальную встречу с предпринимателями для обсуждения этих вопросов.
Перезагрузка макроэкономической политики
Президент отметил необходимость пересмотра макроэкономической политики и подчеркнул, что успешная реализация предложенных реформ в различных секторах экономики зависит от макроэкономической стабильности, что является неоспоримой истиной.
Он подчеркнул важность согласованной работы финансовой, налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Президент также выразил беспокойство относительно недостатка инвестиций, подчеркивая, что дефицит инвестиций эквивалентен отсутствию будущего экономического роста.
Президент подчеркнул, что в прошлом году инвестиции в основной капитал составили всего 15% от ВВП, и указал, что это в значительной степени связано с недостаточным участием отечественных банков в развитии экономики.
Касым-Жомарт Токаев:
«В данной ситуации, Правительство вынуждено заниматься прямым финансированием, гарантированием и субсидированием, что является дорогостоящим, неэффективным и противоречит принципам свободного рынка. Кроме того, с уменьшением кредитования реального сектора, банки стали активнее предоставлять потребительские займы, что приводит к увеличению рисков для финансовой системы и переполнению граждан долгами.
Моим решением в 2019 году было списано беззалоговые кредиты для 500 тысяч граждан, а также был принят закон о банкротстве физических лиц, что смягчило ситуацию. Однако, для решения этой проблемы в корне необходимы новые системные меры. Важно также активно продвигать финансовую грамотность среди наших граждан.
В этом контексте, хочу отметить проект «Қарызсыз қоғам», реализуемый партией Amanat, в рамках которого более 20 тысяч человек в 8 регионах страны значительно улучшили свою финансовую грамотность, даже те, кто ранее имел 10 и более кредитов. Этот проект, в короткий срок, доказал свою эффективность. Я поручаю Правительству совместно с партией Amanat расширить его охват. Проект «Қарызсыз қоғам» должен продолжить работать на благо граждан по всей стране.»
Корпоративное кредитование
Глава государства:
«Необходимо решить радикально вопрос о недостаточном предоставлении корпоративных кредитов. Экономика требует дополнительных средств. Банки получили почти полтора триллиона тенге чистой прибыли в прошлом году и более трех триллионов тенге за первую половину текущего года. Эта избыточная прибыль связана не с высокой эффективностью работы банков, а, главным образом, с высокой базовой ставкой, которую Национальный банк устанавливает для борьбы с инфляцией.
Правительство и Парламент должны рассмотреть возможность более справедливого распределения этой прибыли с учетом интересов государства. Также актуальным является вопрос о значительных доходах финансовых организаций от инвестирования в государственные ценные бумаги, которые при этом остаются не облагаемыми налогами.
В этой ситуации нет логики и государственной стратегии. Правительство уже изучает этот парадоксальный случай, и соответствующие изменения в законодательство будут предложены в Мажилисе. Прошу депутатов рассмотреть их внимательно.»
Президент:
«В то же время необходимо стимулировать банки активно участвовать в предоставлении корпоративных кредитов и поддерживать предпринимателей. Кредитование бизнеса должно иметь более привлекательное пруденциальное и налоговое регулирование по сравнению с другими видами банковской деятельности.
Я понимаю, что это сложный и чувствительный вопрос. Я поручаю Правительству и финансовым регуляторам представить свои окончательные рекомендации по этому важному вопросу в течение года. Необходимо принять меры по включению «замороженных активов» банков в оборот на общую сумму 2,3 триллиона тенге.
В связи с этим, я поручаю создать прозрачную цифровую платформу, которая позволит заинтересованным предпринимателям приобретать эти активы и возвращать их в экономику.»
Касым-Жомарт Токаев предлагает следующие идеи для усовершенствования финансовой сферы:
- Для увеличения доступности кредитов для реального сектора экономики необходимо более активно использовать механизмы совместного и синдицированного кредитования. Однако важно, чтобы промышленники и предприниматели представляли качественные проекты, способные обеспечить реальное разнообразие экономики.
- Чтобы стимулировать коммерческие банки к большему интересу к финансированию приоритетных проектов, можно рассмотреть вопрос о предоставлении им гарантий со стороны институтов развития.
- Важной проблемой банковской сферы является ее высокая концентрация. На данный момент в стране действует всего 21 банк, и лишь несколько крупных банков занимаются корпоративным кредитованием, то есть финансированием экономических проектов. Для увеличения конкуренции в этой сфере может быть разумным привлечь три надежных зарубежных банка в страну.
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность активного использования механизмов совместного и синдицированного кредитования для расширения доступа реального сектора к «длинным деньгам». Вместе с этим он подчеркнул, что промышленники и предприниматели должны представлять качественные проекты, а не просто ожидать получения финансирования, чтобы обеспечить настоящую диверсификацию экономики.
Для повышения интереса коммерческих банков к финансированию приоритетных проектов, стоит рассмотреть возможность предоставления им гарантий со стороны институтов развития.
Еще одной важной проблемой в банковской сфере является высокая концентрация. В настоящее время в стране действует 21 банк, но лишь несколько крупных банков занимаются корпоративным кредитованием, то есть финансированием экономических проектов. Поэтому для стимулирования конкуренции в этой сфере предлагается привлечение трех надежных зарубежных банков.
Кредитование
Глава государства подчеркнул следующее:
Президент отметил следующие ключевые точки:
- Создание фонда в рамках закона о возврате капитала должно стать еще одним источником «долгосрочных инвестиций». Все средства, поступающие в этот фонд, должны быть использованы максимально эффективно и прозрачно для решения национальных задач.
- Приоритетной задачей является развитие фондового рынка. В настоящее время в Казахстане действуют две фондовые биржи, которые иногда дублируют друг друга и даже конкурируют между собой. Это избыточное явление для финансовой системы страны. С целью увеличения емкости и привлекательности внутреннего рынка, президент поручил рассмотреть вопрос об объединении ресурсов этих бирж под единым управлением.
- Одной из актуальных финансовых тем остается обеспечение устойчивости платежных систем. В прошлом году была запущена Система мгновенных платежей как первый компонент Национальной платежной системы, которая в настоящее время находится в пилотном режиме. Президент поручил Национальному банку завершить процесс полноценной реализации Национальной платежной системы до конца 2024 года.
Бюджетная политика
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность бюджетной политики и реформы бюджетной системы. В прошлом году он выдвинул идею перехода от управления бюджетом к управлению результатами. Этот вопрос будет рассмотрен при разработке нового кодекса, который способствует увеличению прозрачности, ответственности и автономности участников бюджетного процесса.
Однако для повышения эффективности бюджетной политики необходимо постоянно искать новые инструменты и возможности. Поэтому он поручил Правительству запустить пилотный проект полноценного блочного бюджета в нескольких министерствах и регионах.
Для успешного перехода к новой экономической модели необходимо усилить финансовую автономию регионов. Передача части доходов от корпоративного подоходного налога и других платежей в регионы уже привела к положительным результатам, с ростом доходов регионов более чем на 30% в прошлом году. Поэтому следующим этапом реформы станет расширение этой практики на другие налоги, включая НДС.
Главная задача заключается в передаче не менее двух триллионов тенге на второй уровень бюджета. В результате поэтапной фискальной децентрализации доля трансфертов от республики в доходы местных бюджетов должна сократиться в среднем до 25%, в настоящее время она составляет около 50%.
Районные акимы будут сами формировать бюджет
Президент подчеркнул, что акимы районов должны иметь возможность самостоятельно формировать свой бюджет, что существенно ускорит решение насущных проблем на местах.
Он также отметил, что стоит рассмотреть передачу полномочий для установления налоговых льгот по тем налогам, которые направляются в местный бюджет, в руки регионов. Такой шаг, по его мнению, сможет стимулировать развитие бизнеса и способствовать устойчивому прогрессу регионов.
Президент подчеркнул, что при переходе к новой модели бюджетных отношений акимы должны сосредоточиться на эффективности и общенациональной пользе.
Дифференциация налоговых ставок
Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важность различия в налоговых ставках в зависимости от сложности производства в различных экономических секторах. Он отметил, что бизнесмены часто высказываются о трудностях в процессе возврата НДС, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности страны. Поэтому Правительство должно немедленно решить эту давнюю проблему. Налоговые преференции должны быть систематизированы и служить адресным инструментом для стимулирования экономики.
Токаев также подчеркнул, что неполученные налоги представляют собой нефинансированные больницы, дороги и школы. Он призвал критически пересмотреть и сократить объем налоговых льгот не менее чем на 20%. Оставшиеся льготы должны предоставляться по четко определенным правилам, без учета отдельных проектов или лиц.
Налоговое администрирование
Основная идея обновления налоговой системы заключается в трансформации модели взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками, переходе к более обслуживающей структуре, где акцент смещается с наказания на превентивные меры. Целесообразно упростить и цифровизировать налоговый контроль, уменьшив расчетные формы налоговой отчетности на 30%. Сокращение общего числа видов налоговых и других обязательных платежей в бюджет на 20% кажется приемлемым.
Платежи, не приносящие существенного вклада в фискальную систему, следует убрать, остальные можно объединить. Внедрение розничного налога показало эффективность, поэтому Правительство планирует расширить его применение в два раза. Также актуальным остается ускорение ввода прогрессивного налогообложения. Реализация этих задач потребует от Парламента и Правительства мужественных и обдуманных решений.
Стратегия экономического развития
Президент:
«Я хочу подчеркнуть, что стратегия экономического развития Казахстана будет основана на наших гражданах, их интересах и потребностях. Она должна быть в первую очередь ориентирована на человека. Мы должны непрерывно и последовательно уходить от модели «сырьевого» государства.
Каждый год в Казахстане рождается более 400 тысяч детей. К концу текущего года, население Казахстана превысит 20 миллионов. Средняя продолжительность жизни также увеличивается, в прошлом году она достигла 74 лет. Средний возраст населения составляет только 32 года, что делает Казахстан одной из самых «молодых» стран в мире. Молодежь составляет около трети населения.
Основная задача правительства — использовать текущие демографические тенденции в качестве конкурентных преимуществ. Основы гармоничного развития личности и формирования ответственного гражданина должны быть заложены в детстве. Мы обязаны обеспечить каждому ребенку в нашей стране счастливое и безопасное детство».
Наказание за любые формы насилия в отношении несовершеннолетних
Касым-Жомарт Токаев:
В своей роли в качестве лидера государства, я настаиваю на более строгих мерах наказания за любые виды насилия против детей. Повышенное внимание необходимо уделить безопасности дорожной сферы, зданий, одежды и пищевых продуктов, предназначенных для детей.
Также важно не забывать о психическом благополучии молодого поколения. Необходимо увеличить роль психологической службы в образовательных учреждениях, создать единый номер доверия и разработать эффективную программу помощи жертвам насилия и буллинга.
Каждый ребенок имеет неоспоримое право на получение качественного образования. И здесь важно подчеркнуть слово «качественное». Поэтому необходимо систематически работать над улучшением качества образования и повышением квалификации учителей.
Цифровые ресурсы
Глава государства подчеркивает:
«Для обеспечения равенства в доступе к образованию необходимо увеличить скорость Интернета и предоставить бесплатный доступ к цифровым образовательным ресурсам. Систему образования следует доработать, исходя из требований рынка труда.
Он отмечает, что в некоторых областях национальной экономики наблюдается нехватка специалистов, особенно в области техники и производства. Это требует пристального внимания к соответствующему образованию.
Глава государства подчеркивает, что учебные заведения должны строить долгосрочные партнерские отношения с будущими работодателями. Он подчеркивает необходимость гибкого механизма финансирования в зависимости от экономических приоритетов, особенностей регионов и отрасли. Большое демографическое население в стране увеличивает спрос на образование».
Президент:
«Однако принимаемые меры в сфере образования, предпринимаемые государством, являются разрозненными и плохо взаимосвязанными. Поэтому я поручаю внедрить Единую добровольную систему накопления средств под названием «Келешек», которая будет охватывать детей с пяти лет.
Эта программа должна предусматривать предоставление исходного образовательного капитала от государства, ежегодные выплаты государственных премий и инвестиционный доход. Эти накопления, в совокупности с средствами, собранными в рамках проекта «Национальный фонд – детям», позволят им получить качественное образование.
Мы наблюдаем значительные изменения на рынке труда, где цифровая экономика играет все более важную роль. Платформенная занятость становится все более востребованной. Уже сегодня в этом секторе трудятся более полумиллиона человек. Однако их трудовые права до сих пор недостаточно защищены. Поэтому необходимо разработать эффективные механизмы защиты трудовых прав этой группы граждан и полностью урегулировать вопросы, связанные с платформенной занятостью.»
Высокий уровень производственного травматизма
Касым-Жомарт Токаев отмечает, что проблема высокой производственной травматизации остается крайне актуальной. По его мнению, правительству необходимо принять Концепцию безопасного труда до 2030 года до конца текущего года. Эта Концепция должна направляться на предотвращение профессиональных рисков на рабочих местах.
По поручению Токаева, правительство разработало механизм социальной поддержки для людей, которые работали во вредных условиях в течение продолжительного времени. Этот вопрос обсуждался долгое время, и теперь есть решение. Основные детали представлены следующим образом.
Учитывая важный вклад этих работников в развитие отраслей и их потенциальный вред для здоровья, таким людям, начиная с 55 лет и до достижения пенсионного возраста, предоставится специальная социальная выплата. Прошу Парламент рассмотреть предложения правительства срочно, так как люди ожидают решения этой проблемы.
МЗП вырастет до 85 тысяч тенге
Глава государства:
«В соответствии с нашим обещанием, Правительство будет постепенно увеличивать минимальную заработную плату. С 1 января 2024 года я поручаю увеличить минимальную зарплату до 85 тысяч тенге, что означает удвоение этой суммы за три года.
Этот шаг будет иметь положительное воздействие на благосостояние около 1 миллиона 800 тысяч граждан, включая 350 тысяч бюджетных работников. Для обеспечения всестороннего развития рынка труда, Правительство должно немедленно утвердить Комплексный план, охватывающий период до 2030 года.
Помимо четкого определения принципов и приоритетов новой экономической политики, критически важно обеспечить качественную и полную реализацию запланированных реформ. Этот процесс напрямую зависит от компетентности, ответственности и политической воли государственных служащих.»
Во-первых, подготовка и осуществление отраслевых решений, а также персональная ответственность за результаты будет полностью возлагаться на министров. Они должны быстро и оперативно принимать необходимые решения с помощью своих приказов. То же самое применимо и к акимам на местах.
Касым-Жомарт Токаев:
«Во-вторых, Правительство полностью берет на себя ответственность за осуществление экономической политики. Оно должно иметь все необходимые инструменты для самостоятельного управления экономикой, без лишних бюрократических процедур и согласований с Администрацией Президента.»
Глава государства:
«В-третьих, Администрация Президента будет функционировать как «политический штаб» и сосредотачиваться на стратегических направлениях, таких как социально-экономическое развитие, внутренняя и внешняя политика, оборона и безопасность, правовая и кадровая политика. Мы продолжим усилия по сокращению бюрократии в государственном аппарате. Также будет проведена радикальная реформа системы государственного планирования, чтобы сделать ее более компактной и гибкой.»
Механизм мониторинга и контроля исполнения поручений
Президент:
«Необходимо пересмотреть механизм контроля и мониторинга выполнения поручений. Сегодня общество ожидает новых подходов, инновационных идей и свежих кадров, как никогда прежде. В связи с этим мы планируем создать кадровый резерв для политических служащих, чтобы иметь полноценную «скамейку запасных».
Этот шаг особенно важен в условиях дефицита квалифицированных кадров. Желающих занять высокие должности в нашем обществе достаточно много, но их навыки и квалификация не всегда соответствуют требованиям. Поэтому мы должны серьезно заняться вопросом подготовки качественных специалистов, в том числе, используя кадровый потенциал политических партий.
Кроме того, важно постепенно расширять участие граждан в процессе принятия решений на местном уровне исполнительной власти. Уже более двух лет граждане сами выбирают акимов сел, поселков и сельских округов. За это время было избрано треть акимов на сельском уровне. Теперь перед нами стоит задача проверить возможность выборов акимов районов и городов областного значения.»
Итоги
Касым-Жомарт Токаев:
«Все представленные сегодня проекты и инициативы в области экономического развития страны основаны на тщательных исследованиях и расчетах. Путем кардинальной перезагрузки экономической системы мы стремимся обеспечить процветание нашей страны и улучшить благосостояние народа. Главной целью наших реформ является достижение стабильного экономического роста на уровне 6-7 процентов, с целью удвоить объем национальной экономики до 450 миллиардов долларов к 2029 году.
Это, безусловно, амбициозная и сложная задача. Однако мы стремимся обеспечить справедливое распределение национального богатства, чтобы каждый гражданин ощутил плоды постоянного экономического развития. Это принципиальное условие для обеспечения устойчивого будущего нашего государства, и мы готовы предпринять все необходимые шаги для достижения этой стратегической цели.
Я регулярно подчеркиваю ключевые направления развития страны и хочу подчеркнуть их снова сегодня. Мы стремимся к созданию Справедливого Казахстана, где будут равные возможности и прогресс для всех граждан.»
Глава государства:
«Мы стремимся создать эффективное государство, в котором преобладают принципы закона и порядка, культуры диалога, ответственности и солидарности. Любые попытки провокаций, направленные на нарушение общественного порядка, должны быть строго и эффективно подавлены.
К сожалению, правоохранительные органы и региональные власти не всегда выполняют свои обязанности на должном уровне, не обеспечивая надлежащего соблюдения закона. Это приводит к множеству нежелательных ситуаций в обществе, таких как вандализм на улицах и в природе, несоблюдение дисциплины, некультурное поведение некоторых наших граждан и различные бытовые конфликты, которые оказывают отрицательное воздействие на репутацию нашей страны на мировой арене.
Поэтому нашей главной целью является обеспечение строгого соблюдения закона и общественного порядка. Мы стремимся быть активной частью открытого и современного мира, способствуя развитию культуры, образования и науки.»
Президент:
«Достижение перед нами поставленной высокой цели будет вызовом, но если мы объединим усилия граждан, бизнеса и представителей власти, мы сможем справиться с ним. Только таким образом мы сможем радикально изменить текущую модель развития государства и преодолеть все трудности. В целом, мы видим, что обстановка в мире становится все более сложной, и человечество сталкивается с разнообразными вызовами.
Многие страны сталкиваются с природными катастрофами, дефицитом электроэнергии и продовольствия. Эксперты отмечают, что июль этого года был самым жарким месяцем за всю историю наблюдений. Во многих странах растет инфляция и цены. Международные отношения осложняются, возникают вооруженные конфликты, а количество беженцев в мире превысило 110 миллионов. Все это оказывает негативное воздействие и на Казахстан.
Однако, даже в условиях глобальных турбулентностей и неопределенности, мы останемся верными нашему курсу. Прогресс и поступательное развитие требуют усилий и настойчивости. Никто не придет и не сделает Казахстан лучше, чем мы сами. Каждый гражданин нашей страны должен быть внимателен к изменениям и идти в ногу со временем. В этот кризисный период наш народ должен сохранить единство и сплоченность, так как другого варианта просто нет.»
Справедливый Казахстан
Касым-Жомарт Токаев:
«Для построения Справедливого Казахстана не достаточно просто политических и экономических реформ. В первую очередь нам нужно изменить общественное сознание и устремления граждан, и без этого все остальные усилия будут бесполезными. Это я подчеркнул на втором заседании Национального курултая.
Формирование новых качеств нации имеет особое значение для нашей страны. Все граждане, особенно молодежь, должны воплотить в себе самые лучшие качества, так как именно из них формируется общая система ценностей общества. Если каждый будет проявлять патриотизм, стремление к образованию, трудолюбие, дисциплину, ответственность, справедливость, бережливость и чувство солидарности, то для нашей страны не будет недостижимых целей.»
Глава государства:
«В глубоком смысле концепции «Адал азамат» кроется учение Абая о «Совершенном человеке». Хочу еще раз подчеркнуть, что понятия Справедливый Казахстан и «Адал азамат» как основополагающие ценности всегда должны быть взаимосвязаны.
Суть заключается в том, что без ответственности невозможно достичь справедливости. Если каждый гражданин будет отвечать за свои действия и слова, то в стране установится справедливость. У нас у всех общая Родина – Казахстан. В наших руках сделать нашу страну сильной и успешной. Защищать и развивать родную землю, беречь богатства, унаследованные от наших предков, – это наш священный долг.
Я призываю каждого гражданина брать на себя эту высокую миссию. Сохранить единство, усердно трудиться и преобразить нашу страну, чтобы передать развитое государство следующему поколению – в этом заключается истинное исполнение заветов предков.»]
На этом Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев завершил свое выступление.