Условия распределения дивидендов банками были обнародованы в Казахстане. Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка опубликовало постановление от 27 апреля 2023 года, в котором были утверждены условия распределения прибыли и начисления дивидендов по простым или привилегированным акциям, а также бессрочным финансовым инструментам. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Указанные условия распространяются на банки второго уровня, которые получили государственные средства для обеспечения финансовой стабильности или оздоровления. Эти средства включают в себя вклады, облигации и займы, предоставленные из государственного бюджета, Национального фонда, Национального банка или его дочерних организаций.
При расчете государственных средств не учитываются долговые инструменты, связанные с банком, которые были приобретены, проданы или предоставлены банку из государственного бюджета, Национального фонда РК, Национального банка или его дочерних организаций через субъекты квазигосударственного сектора для поддержки бизнеса или для рефинансирования ипотечных жилищных займов.
Не может быть распределен в виде дивидендов
Следующие доходы от использования государственных средств не могут быть распределены на дивиденды и не используются для проведения обратного выкупа собственных акций банком:
- Неамортизированный дисконт по государственным средствам, который был признан ранее;
- Сумма расформированных резервов (провизий), которые были созданы за счет государственных средств по займам, условным обязательствам, договорам финансового лизинга и дебиторской задолженности в разрезе договоров, где резервы (провизии) были сформированы, без учета доформированных резервов (провизий);
- Сумма положительной переоценки ранее обесцененных активов, оцениваемых по справедливой стоимости, включая приобретенные или созданные финансовые активы, по которым было подтверждение об обесценении на момент первоначального признания. Эти активы включены в перечень активов банка, где отрицательная переоценка осуществлена за счет государственных средств, и каждый актив не учитывает отрицательную переоценку;
- Сумма положительного эффекта, отраженного в финансовой отчетности банка, который возник в связи с приобретением акций другого банка. Эти средства используются для обеспечения финансовой устойчивости или оздоровления банка, для которого использовались государственные средства, или для его реорганизации путем присоединения в соответствии с законодательством РК.
Решение о распределении прибыли
Банк самостоятельно принимает решение о распределении прибыли и начислении дивидендов при соблюдении определенных условий.
1. Для начисления дивидендов по акциям и проведения обратного выкупа собственных акций банк должен иметь положительный остаток собственного капитала на начало года, который рассчитывается самим банком. Также этот остаток используется для расчета размера прибыли для простых или привилегированных акций и бессрочных финансовых инструментов.
Под положительным остатком собственного капитала понимается ситуация, когда значение собственного капитала банка в его финансовой отчетности оказывается выше нуля после вычета неамортизированного дисконта.
Дисконт — это разница между номинальной и справедливой стоимостью государственных средств, которую банк признал в своем финансовом отчете при первоначальном признании или изменении финансового обязательства в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В эту сумму уже учтены обязательства банка по отложенному корпоративному подоходному налогу, возникшему в результате признания дохода от получения государственных средств.
2. Досрочный возврат государственных средств будет обеспечен в зависимости от доли дисконта в собственном капитале банка. Эта доля не должна быть ниже 10% и не должна превышать 66% от суммы выплачиваемых дивидендов:
- Дивиденды должны быть выплачены не позднее чем через 3 месяца после того, как банк принял решение о распределении прибыли и начислении дивидендов. Это относится к случаям, когда условия предоставления государственных средств предусматривают возможность их досрочного возврата.
- Банк отправит предложение о досрочном возврате государственных средств держателю долгового инструмента или кредитору. Они должны дать свое согласие в течение месяца. После принятия решения о распределении прибыли и начислении дивидендов, условия предоставления государственных средств могут не предусматривать их досрочный возврат.
3. Банк осуществляет распределение прибыли и начисление дивидендов с вычетом доходов, полученных от использования государственных средств, о которых было упомянуто ранее.
Банк применяет вычеты по нераспределенной прибыли за прошлые годы в период с момента получения государственных средств до даты принятия решения о начислении дивидендов. Исключение составляет вычет, описанный в пункте 3, подпункте 1, который применяется на дату окончания предшествующего периода до даты принятия решения о начислении дивидендов.
При обратном выкупе собственных акций банк может использовать налоговые вычеты с момента получения государственных средств до даты, когда было принято решение о проведении выкупа. Исключение составляет вычет, оговоренный в пункте 3, подпункте 1, который может быть применен только на дату принятия решения о проведении выкупа.
Если банк не может определить доход, полученный от использования государственных средств, то будет учитываться размер неамортизированного дисконта по государственным средствам, который сложился на дату окончания периода, предшествующего дате принятия банком решения о начислении дивидендов. Также сумма, доступная для обратного выкупа, сократится на размер неамортизированного дисконта по государственным средствам на дату принятия решения о проведении обратного выкупа собственных акций банком.
4. Требуется наличие отчета от независимой аудиторской организации.
Информация, которую банк предоставляет аудиторской организации для подготовки отчета, включает, но не ограничивается следующими сведениями:
- Сведения о банке;
- Описание принципов и целей подготовки информации, а также методологии расчета прибыли;
- Сведения о положительном остатке собственного капитала;
- Сведения о размере прибыли банка, доступной для начисления дивидендов;
- Сведения о размере государственных средств и сумме неамортизированного дисконта по государственным средствам, которые банк признал в периоде, за который распределяется прибыль, или на дату окончания предыдущего периода перед принятием решения о распределении прибыли;
- Сведения о расформировании провизий (резервов), созданных по займам, условным обязательствам, договорам финансового лизинга и дебиторской задолженности, включенным в перечень активов банка, по которым были сформированы резервы (провизии) за счет государственных средств за период с момента предоставления государственных средств до даты принятия банком решения о начислении дивидендов;
- Сведения о переоценке ранее обесцененных активов банком, которые оцениваются по справедливой стоимости, включая финансовые активы, получившие подтверждение об обесценении на момент первоначального признания, и которые включены в перечень активов банка. В этом случае отрицательная переоценка осуществлена за счет государственных средств за период с момента предоставления государственных средств до даты принятия банком решения о начислении дивидендов;
- Сведения об эффекте, отраженном в финансовой отчетности в периоде, за который распределяется прибыль, возникшем в связи с приобретением акций другого банка, для обеспечения финансовой устойчивости или оздоровления которого используются государственные средства, или их реорганизацией в форме присоединения;
- сведения о размере прибыли банка, направляемой на начисление дивидендов, а также о сумме проведения обратного выкупа собственных акций;
- сведения о размере досрочного возврата государственных средств.
Отчет аудиторской организации содержит дату подписания, подпись руководителя аудиторской организации или уполномоченного лица и место нахождения аудиторской организации.
Это означает, что в договоре между банком и аудиторской организацией не могут быть присутствовать строчки, которые освобождают банк от ответственности за правильность информации и расчетов.
В марте этого года, глава АРРФР Мадина Абылкасымова назвала шесть казахстанских банков, которые получили финансирование от государства по программе финансовой устойчивости. Эти банки включают в себя: Евразийский банк, Нурбанк, РБК, Jusan (бывшие АТФБанк и Цеснабанк), БанкЦентрКредит и Halyk bank.