В этом году Казахстан отмечает 200-летие Курмангазы Сагырбайулы, ведущего деятеля казахской традиционной музыки, композитора и разностороннего исполнителя на домбре, в чьей музыке отразились личные повествования и истории казахского народа XIX века.
Курмангазы обращался к сердцам менее привилегированных казахов, борясь с несправедливостью и безответственностью богатых. Его музыка отражала его историю и культуру и помогла исцелить глубоко раненное общество 19 века. За это его повсеместно любили казахи.
Курмангазы, сын Сагырбая, родился в 1823 году в Букеевской орде, ныне Жанакалинский район Западно-Казахстанской области. Его мать Алка поощряла его играть на домбре, когда проявились его музыкальные способности.
В шесть лет Курмангазы начал помогать пастуху. Будучи пастухом в родном ауле, Курмангазы познакомился со многими народными мелодиями в исполнении приезжих кюйшей (исполнителей народной музыки). Одним из них был кюйши по имени Узак, ставший его первым учителем. Узак зорко заметил талант мальчика и предсказал большой потенциал.
Этот период совпал с волной национального восстания в Букеевской Орде под предводительством Исатая Тайманулы и Махамбета Утемисулы в 1836-1838 годах из-за отнятия пастбищ у казахов.
«Кишкентай» (Малый) кюй (традиционное музыкальное произведение) был посвящен Тайманулы. Кюй символизировал борьбу казахов во время колонизации и ставил под сомнение наследие царской политики России.
К 18 годам Курмангазы покинул родной аул, и начал жизнь бродячего кюйши. Он участвовал в соревнованиях с Узаком, развивал свое мастерство, и многие восхищались его талантом.
Его музыка материализовалась из наблюдения за стремлением людей к свободе и борьбе с несправедливостью. В произведениях изображены социально-психологические обстоятельства взаимоотношений человека и общества.
Курмангазы преследовали за открытую критику богатых. Неоднократно находился в заключении в Уральске, Оренбурге, Омске.
Жизнь в тюрьме сильно повлияла на музыку Курмангазы. Он написал несколько кюев, в том числе «Кайран шешем» («О, милая моя матушка»), «Турмеден кашкан» («Побег из тюрьмы»), «Аман бол, Шешем, Аман бол!» («До свиданья, мама, до свиданья!») и «Ертен Кетэм» («Завтра я уезжаю»), воплощающие чувство ностальгии, боль расставания, тоску по семье и свободе.
Он также сочинил «Алатау» и «Сарыарку» более бунтарского характера, в которых передал бескрайность казахских степей и свои мысли о независимости и свободе народа.
Знаменитый кюй «Адай» в своей основе несет несгибаемый дух и энергию — важный противовес настроению людей, оказавшихся в эпицентре борьбы за власть богатых.
Журналист и поэт из Уральска Никита Савичев, познакомившийся с Курмангазы в 1868 году, писал в газете «Уральские воинские ведомости», что Курмангазы — «редкая музыкальная душа».
«Если бы у него было европейское образование, он был бы звездой первой величины в мире музыки», — писал Савичев, добавляя, что очарован виртуозной игрой Курмангазы на домбре.
В 1880 году Курмангазы поселился в городе Сахма близ Астрахани в России. Он провел последние годы своей жизни, собирая художников и передавая им свое мастерство. Курмангазы способствовал появлению великих композиторов, среди которых Дина Нурпеисова, Ергали Есжанов, Мамен, широко известных домбристов, таких как Кокбала, Менетай, Менкара, Сугурали, Торгайбай, Шора.
Курмангазы умер в 1896 году и был похоронен в селе Алтынжар нынешнего Володарского района Астраханской области.
Среди тех, кто поднял из безвестности музыку Курмангазы и позволил ей дойти до современной публики, был академик и композитор Ахмет Жубанов, ставший впоследствии главным дирижером Национального оркестра народных инструментов имени Курмангазы. Он опубликовал два сборника кюев, в которых сохранились записи и их предыстория.
Объем более 60 кюев раскрывает широту увлечения Курмангазы традиционной казахской музыкой.