Бренд внедорожников Volkswagen Scout Motors прошлым летом исследовал 74 различных участка земли по всей территории США, чтобы найти место для строительства завода стоимостью 2 миллиарда долларов. Почти все они были быстро отсеяны. В одном случае выяснилось, что на строительство необходимой железнодорожной ветки потребуется шесть лет. В других не было доступа к экологически чистой электроэнергии, что крайне важно для производства «зеленых» электромобилей. Некоторые не предлагали достаточно квалифицированной рабочей силы поблизости, передает Bizmedia.kz со ссылкой на Reuters.
Это подчеркивает проблему, с которой сталкиваются десятки мировых производителей. Благодаря сочетанию значительных государственных стимулов, переходу на новые транспортные и энергетические технологии, а также озабоченности национальной безопасностью, связанной с зависимостью от удаленных поставщиков, особенно в Китае, в США наблюдается бум строительства заводов.
Но у всего этого нового строительства есть проблема с недвижимостью. Точнее, проблема с «мегасайтами» (что это такое — ниже — определение — прим. ред.). Хотя в США много земли, там не так много мест, где можно быстро построить фабрику стоимостью более миллиарда долларов.
По мнению 25 групп экономического развития, государственных и местных чиновников, коммунальных служб и компаний, опрошенных агентством, возрождение фабрик может скоро натолкнуться на проблему из-за нехватки готовых «мегасайтов».
Это может стать проблемой для администрации Байдена, которая продвигает законодательство для стимулирования развития. Корпорации объявили о десятках проектов после принятия в прошлом году Закона о снижении инфляции и Закона о CHIPS.
Агрессивные сроки и что такое «мегасайт»
Единого определения «мегасайта» не существует, но обычно под ним подразумевается очень большой участок земли — один из распространенных порогов составляет 1 000 акров — связанный с транспортной инфраструктурой, дешевой и, желательно, возобновляемой энергией, а также наличием квалифицированной рабочей силы в близлежащих районах.
Местные агентства экономического развития и штаты уже давно привлекают крупные промышленные проекты, приобретая землю и строя коммуникации, надеясь привлечь следующий крупный автомобильный завод или сталелитейный цех благодаря обещанию быстрого строительства.
Скорость часто является ключевым фактором. Когда производитель электромобилей Rivian Automotive Inc. искал место для строительства завода стоимостью 5 миллиардов долларов, он рассматривал участок недалеко от Форт-Уэрта в штате Техас.
Но у производителя электромобилей были жесткие сроки, когда ему требовались определенные элементы транспортной инфраструктуры, — говорит Роберт Стернс, директор департамента экономического развития Форт-Уэрта. Форт-Уэрт не смог предоставить необходимое, и проект был перенесен в Джорджию в конце 2021 года.
Требования к крупным мегасайтам могут быть очень конкретными. Завод Intel Corp, который планируется построить в Огайо за 20 миллиардов долларов для производства полупроводников, не может быть расположен слишком близко к железнодорожной линии, потому что проходящие поезда могут создавать неприемлемые вибрации, по мнению компании.
Даже небольшие заводы могут столкнуться с проблемами быстрого строительства в таких условиях.
Компания CubicPV, которая производит кремниевые пластины, используемые в солнечных панелях, начала поиск земельного участка площадью от 100 до 130 акров сразу после принятия закона IRA в августе прошлого года. По словам Тодда Темплтона, главного коммерческого директора компании, у них были жесткие временные рамки, так как налоговые льготы IRA начнут действовать в конце этого десятилетия.
Они исследовали сотни возможных местоположений, но постоянно натыкались на препятствия. В некоторых случаях потребуется два или три года только для проведения инженерных работ, сообщил Темплтон. Компания выбрала один из двух подходящих вариантов и планирует открыть завод к 2025 году.
По мнению Грегга Вассмансдорфа, руководителя по выбору местоположений и старшего управляющего директора по консультациям в области глобальной стратегии компании Newmark Group Inc, в США на данный момент доступно менее двадцати подходящих крупных земельных участков на различных стадиях развития.
Проблема с электроэнергией
Диди Колдуэлл, президент консалтинговой компании Global Location Strategies в Гринвилле, Южная Каролина, использует базу данных лондонской фирмы fDi Markets, которая отслеживает крупные трансграничные инвестиции по всему миру, чтобы оценить, насколько быстро растет спрос на мегасайты в США.
По ее словам, согласно этому источнику, в прошлом году в США было объявлено о 20 промышленных проектах с объемом инвестиций свыше 1 миллиарда долларов и обещанием создать не менее 1 000 рабочих мест — по сравнению с 15 в предыдущем году и только восемью в позапрошлом.
За полтора десятилетия до недавнего всплеска среднегодовой показатель составлял чуть более пяти, а во многие годы было объявлено всего три или четыре крупных проекта.
Одним из основных ограничений, особенно для энергоемких заводов, таких как аккумуляторные, является потребность в большом количестве электроэнергии.
Хотя США вкладывают значительные средства в создание экологически чистых источников энергии, эти проекты также сталкиваются с задержками. Отчет Национальной лаборатории Лоуренса Беркли показал, что типичный проект, построенный в 2022 году, занимает пять лет с момента первоначального запроса на подключение к электросети до начала коммерческой эксплуатации, по сравнению с тремя годами в 2015 году.
Строительство новых линий электропередач на большие расстояния стало намного сложнее и дороже за последние годы, заявил президент инженерно-экономической аналитической компании, специализирующейся на электроэнергетике — Grid Strategies LLC — Роб Грамлих.
В настоящее время идет быстрая подготовка новых промышленных площадок. В Мичигане только что создали четыре таких площадки, а губернаторы Южной Каролины, Вирджинии и Северной Каролины предложили потратить сотни миллионов долларов на подготовку промышленных площадок в ближайшие годы. В этом году Иллинойс выделил 40 миллионов долларов в виде грантов на подготовку существующих площадок для компаний, которые стремятся быстро переехать.
Однако создание новых промышленных площадок связано с некоторыми трудностями. Экологические нормы часто ограничивают развитие, местные сообщества иногда выступают против, а сам масштаб проектов часто требует правильного сочетания условий, чтобы сделать их осуществимыми.
Безусловно, компании хотят иметь больше промышленных площадок из-за корыстных мотивов.
Также существуют нематериальные факторы. Например, завод VW Scout расположен на виду от крупной межштатной автомагистрали, соединяющей прибрежные районы Южной Каролины с верхней частью Среднего Запада. Это означает, что имя Scout, возрожденное VW после четырех десятилетий бездействия, ежедневно будет на виду у десятков тысяч проезжающих мимо автомобилистов.
Читайте также:
- Саммит ОДКБ в Астане: Владимир Путин ответил на вопросы журналистов о Казахстане
- Аким Туркестанской области объяснил отток молодежи за границу
- Аким Туркестанской области ответил на вопрос о преступлениях против детей
- Стоимость десятка яиц в Казахстане не должна превышать 535 тенге
- Министерство транспорта начнет лицензировать операторов техосмотра