Премьер-министру Казахстана Алихану Смаилову был задан вопрос о ситуации вокруг Jusan Bank, сообщает Bizmedia.kz.
Что за ситуация с Jusan Bank?
Журналисты напомнили премьер-министру о запросе депутата мажилиса Каната Нурова. В запросе говорилось, что в 2020 году Фонд проблемных кредитов Министерства финансов приобрел проблемные кредиты «АТФ Банка» непосредственно перед его поглощением Jusan Bank, но по удивительно высокой цене — в пять раз дороже их реальной стоимости.
В частности, журналистов интересовал момент. Jusan Bank получил огромную прибыль при поглощении АТФ — 170 миллиардов долларов. Тогда во главе фонда проблемных кредитов стоял председатель Комитета по государственному имуществу и приватизации при Министерстве финансов. Журналист спросил Смаилова: «То есть это был человек, который непосредственно подчинялся вам как первому заместителю Премьер-министр и министр финансов. Как вы прокомментируете запрос Нурова?».
Стоит отметить, Нуров указал, что важно, чтобы все должностные лица, причастные к поглощению АТФ были привлечены к ответственности.
Премьер-министр отметил усилия Национального банка по обеспечению финансовой стабильности банковского сектора с 2017 года. Тогда Банк ввел в действие ряд мер в соответствии с действующим законодательством, которые включают создание специального фонда устойчивости для выкупа банками субординированных облигаций. Цель этого фонда — помочь погасить такие виды облигаций, при этом был создан отдельный фонд проблемных кредитов для выкупа таких кредитов у банков второго уровня, чтобы вернуть их в оборот.
В соответствии с законом, данный фонд был создан для проведения реабилитационных мероприятий для шести различных банков в течение нескольких лет. Эта помощь предоставлялась на возвратной основе, то есть существуют установленные графики погашения.
Шесть банков, о которых идет речь, получили финансовую помощь на солидарной основе, при этом акционеры вложили 633 млрд тенге собственного капитала. Для компенсации убытков, понесенных каждым из банков, 339 млрд тенге из этого акционерного капитала пришлось списать, что свидетельствует о разделенной ответственности между заинтересованными сторонами. В целом, эти банки смогли решить свои финансовые проблемы с помощью около 1 триллиона тенге от акционеров.
Как исправляют ситуацию
В конце прошлого года, стремясь стимулировать скорейший возврат государственных средств, выделенных в рамках государственной поддержки, в законодательство были внесены поправки, запрещающие выплату дивидендов акционерам этих банков до полного возврата ими предоставленных государством средств. Эти поправки были внесены в рамках более широкой работы по анализу ситуации в отношении Jusan Bank, которая все еще продолжается и, как ожидается, будет завершена в ближайшем будущем.
Смаилов заверил, что меры, введенные для стабилизации финансового положения многих учреждений, были необходимы для того, чтобы защитить вклады как физических, так и юридических лиц от значительных потерь. Без такой поддержки со стороны правительства урегулирование дестабилизации экономики обошлось бы им в геометрической прогрессии дороже, что могло бы оказали пагубное влияние на финансовую систему. В заключение Смаилов сказал: «Нам пришлось выбирать меньшее из двух зол».