АСТАНА — Операция по смещению руководства страны была тщательно спланирована, заявил генеральный прокурор Берик Асылов 5 января на заседании Мажилиса по итогам расследования январских событий.
«Это была попытка переворота. Расследование уголовного дела в отношении бывших руководителей Комитета национальной безопасности (КНБ) является совершенно секретным. В деле содержится информация, касающаяся внешней политики, контрразведки и слежки. Материалы засекречены, так как содержат государственную тайну. Их разглашение может нанести ущерб интересам национальной безопасности. Сейчас уголовное дело находится на рассмотрении в суде», — заявил Асылов.
Он назвал имена основных организаторов январских беспорядков. Бывший председатель Комитета национальной безопасности Карим Масимов и его бывший заместитель Ануар Садыкулов обвиняются в государственной измене, превышении полномочий и действиях, направленных на насильственный захват власти. Бывший заместитель председателя СНБ Даулет Ергожин предстал перед судом по обвинению в злоупотреблении властью и действиях, направленных на насильственный захват власти.
«Еще один бывший заместитель Марат Осипов, а также другие руководители управлений СНБ обвиняются в превышении полномочий. Я не могу раскрыть никакой дополнительной информации. Конкретные детали заговора засекречены», — добавил Асылов.
По словам Асылова, дело бывшего министра обороны Мурата Бектанова сейчас рассматривается в военном суде. Бектанов обвиняется в превышении должностных полномочий, совершенном в боевых условиях. Следствие считает, что он отдавал незаконные приказы и не принял мер по восстановлению конституционного порядка в стране.
Асылов также отметил, что в разгар беспорядков практически весь личный состав управлений СНБ города Алматы, а также Алматинской и Кызылординской областей по приказу Масимова покинул свои участки. Полицейские участки в Алматинской и Жамбылской областях также были брошены по приказу руководства, что позволило протестующим получить наиболее опасное оружие.
«В их руки попал целый арсенал — почти 3 000 единиц пулеметов, пистолетов, снайперских винтовок, десятки тысяч боеприпасов. Почти 2 000 единиц оружия до сих пор не найдены», — сказал генпрокурор.
Уголовные дела в отношении бывших руководителей трех областных управлений СНБ, Департамента полиции Алматинской области и других направлены в суды. Идут судебные разбирательства.