О готовности Европы пройти зимний отопительный сезон рассказал аналитик Octa Кар Йонг Анг, сообщает Bizmedia.kz.
В течение семнадцати месяцев, с сентября 2021 года по февраль 2023 года, Европа столкнулась с небывалым энергетическим кризисом. Цены на уголь, природный газ и электроэнергию достигли рекордных значений. Правительства континента срочно вводили меры по энергосбережению и проводили экономическую политику. Домашние хозяйства и предприятия вынуждены были сократить потребление.
Теперь, поскольку 2023 год подходит к концу, можно ли с уверенностью сказать, что энергетический кризис в Европе закончился? Какова готовность Европы к предстоящей зиме? Какие риски и проблемы ожидаются в будущем?
Самая критическая фаза энергетического кризиса пришлась на лето 2022 года. Изучив динамику основной европейской цены на природный газ (TTF), видно, что 25 августа 2022 года цена достигла €311 за мегаватт-час (МВт-ч), установив новый исторический рекорд. Это было на 44% выше предыдущего максимума, достигнутого 7 марта 2022 года, и в 18 раз превышало среднюю трехлетнюю цену за 2019-2021 годы. Несмотря на то, что в августе 2022 года запасы газа в Европе составляли 78%, проблемы с поставками возникли из-за снижения импорта из России на 60%. Это вынудило Европу сильно полагаться на импорт сжиженного природного газа (СПГ), особенно из Соединенных Штатов. В то же время, общее предложение СПГ на мировом рынке сократилось из-за инцидента со взрывом на одном из американских заводов по экспорту СПГ — «Фрипорт СПГ». Чтобы получить достаточное количество СПГ, Европе пришлось конкурировать с другими покупателями в Южной и Восточной Азии, соглашаясь платить более высокую цену поставщикам.
С прошлого лета произошло много изменений. Хотя цены на газ в Европе снизились и вернулись к нормальным значениям, они по-прежнему выше, чем до кризиса. В понедельник, 6 декабря, фьючерсный контракт на поставку газа в январе на TTF торговался по цене 39,25 евро за МВт-ч, что на 87% ниже пика, достигнутого в августе 2022 года. Однако эта цена все еще в два раза выше среднего исторического уровня, зафиксированного в период с 2019 по 2021 годы.
Кар Йонг Анг выделяет несколько причин, которые привели к этой нормализации:
«Хотя цены на природный газ в Европе остаются выше, чем до кризиса, ситуация значительно улучшилась. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, спрос на газ снизился из-за экономической неактивности и политики экономии. Во-вторых, увеличился импорт газа через трубопроводы и танкеры сжиженного газа. Кроме того, благоприятные погодные условия позволили европейским странам формировать запасы быстрее обычного».
Действительно, одной из самых болезненных корректировок, которую Европа переживает, является потеря спроса. По данным Евростата, общее потребление газа в шести ведущих странах-потребителях ЕС — Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Испании и Польше — за первые десять месяцев 2023 года сократилось на 17 % по сравнению со средним пятилетним показателем за 2017-2021 годы. Очевидно, что основной удар пришелся на энергоемкие отрасли, такие как химическая промышленность и производство стали. Например, согласно данным Statistisches Bundesamt, энергоемкое производство в Германии сократилось примерно на 20 % с начала 2022 года и пока не демонстрирует никаких признаков восстановления.
Таким образом, Европа все больше приходится полагаться на импорт, чтобы сбалансировать свой рынок природного газа. Россия долгое время была основным поставщиком доступного трубопроводного газа в Европу, но геополитическая напряженность, санкции и взрывы на газопроводе «Северный поток» значительно сократили эти потоки. По данным Eurostat, за первые девять месяцев 2023 года Россия экспортировала в Европу всего 22,3 миллиарда кубометров газа, что на 57 % меньше, чем за тот же период 2022 года, и на 65 % меньше, чем за тот же период 2021 года. В то же время импорт СПГ из США за первые девять месяцев текущего года достиг 30,01 миллиарда кубометров, что на 185 % больше, чем за тот же период 2021 года.
В Европе в целом удалось значительно увеличить запасы природного газа, достигнув комфортного уровня. Это обеспечивает надежную защиту от будущих колебаний в сфере поставок, заявил аналитик Octa, Кар Йонг Анг. Согласно последним данным Gas Infrastructure Europe, уровень запасов газа в хранилищах находится на рекордно высоком уровне для этого времени года — около 94%. Аналитик Octa отмечает, что цена на TTF остается на медвежьем тренде. В случае нормальной зимы, не удивительно, если европейские цены на природный газ снизятся до 30 евро за МВт-ч. Однако, в случае холодной зимы, цена на TTF временно может достичь 60 евро за МВт-ч.
Несмотря на это, Кар Йонг Анг предупреждает о проблемах и рисках, связанных с излишней зависимостью Европы от СПГ (сжиженного природного газа). Ставка на единственный источник поставок может привести к обратному результату в долгосрочной перспективе. Постоянная замена относительно дешевого трубопроводного импорта из России дорогим импортом СПГ может замедлить восстановление экономической активности в традиционных отраслях Европы до уровня, существовавшего до кризиса.
Действительно, основными конкурентами Европы являются Соединенные Штаты и Китай, которые получают преимущества от снижения цен. США обладают достаточными внутренними ресурсами, а Китай получает дешевый импорт из России. Европа сталкивается с риском потери своей конкурентоспособности на мировом рынке. Кроме того, как уже отмечалось в начале статьи, временная остановка экспорта СПГ в США показала, насколько тесно связана энергетическая безопасность Европы с мировым рынком СПГ. Недавние нападения боевиков в Йемене на суда в Красном море уже вынудили некоторые суда, перевозящие СПГ, изменить маршрут, чтобы избежать Баб-эль-Мандебского пролива между Йеменом и Джибути. Пока что эти морские нападения оказывают значительное влияние на цены на нефть, но рынки природного газа и СПГ также могут пострадать.
«В условиях ограниченных возможностей поставок, европейским потребителям придется привыкнуть к более изменчивым ценам на природный газ, так как они будут все больше зависеть от погодных условий и переговорной силы других импортеров СПГ в Азии», — отмечает Кар Йонг Анг, аналитик компании Octa.
Европа пережила энергетический кризис и сумела адаптироваться, однако это произошло за счет снижения спроса и экономической активности. Теперь Европе предстоит научиться успешно ориентироваться на мировом рынке СПГ, чтобы заключать наиболее выгодные сделки.