К началу 2024 года нефтегазовая отрасль планирует провести масштабные слияния и поглощения, нацеливаясь на компании стоимостью в $250 миллиардов. Основная цель — добиться доступа к более дешевым резервам и подготовиться к будущим потрясениям в отрасли, которая, скорее всего, будет продолжать консолидироваться, передает Bizmedia.kz.
Всплеск спроса на нефть после пандемического спада восстановил энтузиазм у инвесторов. Exxon Mobil (NYSE:XOM), Chevron Corp (NYSE:CVX) и Occidental Petroleum (NYSE:OXY) провели сделки на $135 миллиардов в 2023 году. ConocoPhillips (NYSE:COP) также активно участвовала в нескольких крупных сделках за последние два года.
Один из главных призов — крупнейшее в США месторождение сланцевой нефти Permian Basin, расположенное на западе Техаса и Нью-Мексико. В настоящее время четыре компании контролируют около 58% будущей добычи нефти с этого месторождения.
Каждая из этих компаний стремится добывать не менее 1 миллиона баррелей в день (б/с) с ожидаемым увеличением до 7 миллионов б/с к концу 2027 года.
И на горизонте уже виднеются новые сделки. Три четверти руководителей энергетических компаний, опрошенных Федеральным резервным банком Далласа в декабре, ожидают, что в течение ближайших двух лет будет значительное увеличение объема нефтяных сделок на сумму свыше $50 миллиардов.
Endeavor Energy Partners, крупнейший частный производитель сланцевой нефти Permian Basin, рассматривает возможность продажи, что может еще более сконцентрировать добычу сланцевой нефти в США.
«Консолидация активно меняет ландшафт», — отмечает Райан Думан, директор по исследованиям в области разведки и добычи в Северной и Южной Америке в энергетической консалтинговой компании Wood Mackenzie. «Будущий рост добычи будет зависеть от нескольких ключевых компаний и их стратегий».
Консолидация будет иметь побочные эффекты для компаний, обслуживающих нефтяные месторождения, а также для операторов трубопроводов. Компании, занимающиеся бурением, гидроразрывом пласта, добычей песка и транспортировкой нефти и газа на рынок, вступают в новую эпоху, где меньшее количество клиентов окажет большее влияние на ценообразование.
«Консолидация хороша для производителей, но совершенно не помогает сервисным компаниям. Это приведет к сокращению их прибыли при пересмотре существующих контрактов», — сказал один из руководителей одной из американских нефтедобывающих компаний, отказываясь назвать свою фамилию, так как не имел права высказываться публично.
По словам эксперта по трубопроводам East Daley Analytics, Роба Уилсона, операторы трубопроводов также сталкиваются с волной консолидации, поскольку все меньше новых нефте- и газопроводов утверждается и строится.
Хотя расширение существующих линий из бассейна Permian принесет некоторое облегчение, к середине 2025 года мощности трубопроводов из Permian будут заполнены на 90%, по оценкам East Daley.
НЕ ТЕРЯТЬ ДЕНЬГИ
Последние сделки отражают стремление нефтяных компаний найти новые и более доступные запасы нефти и газа. Среди крупных сделок 2023 года была покупка Exxon Pioneer Natural Resources (NYSE:PXD) за 59,5 млрд долларов и приобретение Denbury Inc за 4,9 млрд долларов. Chevron предложила $53 млрд за Hess (NYSE:HES) и купила нефтяного конкурента PDC Energy (NASDAQ:PDCE) за $6,2 млрд. Occidental заплатит 12 миллиардов долларов за CrownRock.
Большинство крупных сделок этого года были сделаны обменом акциями, а не крупными денежными тратами, чтобы не поставить под угрозу балансы покупателей, если цены на нефть упадут, как это случилось в 2016 и 2020 годах. Например, у Exxon сейчас около 33 миллиардов долларов наличными, что более чем в шесть раз превышает сумму, которой она располагала четыре года назад.
Андре Ган, партнер юридической фирмы Wong & Partners и эксперт по слияниям и поглощениям, говорит, что нефтяное топливо снова привлекает новые инвестиции.
Рост процентных ставок в 2023 году сделал оплату приобретений акциями более привлекательной для инвесторов, чем финансирование новых проектов в области возобновляемой энергетики наличными средствами. Проекты по строительству оффшорных ветряных электростанций в США и Франции были отменены из-за роста процентных ставок и стоимости цепочки поставок.
Производители также признают, что переход США на возобновляемые источники энергии, электромобили и повышение энергоэффективности снизят потребление нефти и ограничат компании с высокими производственными затратами.
За последние два года спрос на нефть в мире вырос примерно на 2,3 миллиона баррелей в день (млн баррелей в день), до 101,7 млн баррелей в день. Этот рост привел к сокращению мировых запасов, что способствовало росту цен, поскольку ОПЕК и ее союзники сдерживали добычу.
Wood Mackenzie прогнозирует, что в ближайшие пять лет добыча нефти будет расти в среднем на 250 000 баррелей в сутки, что вдвое меньше, чем в предыдущие пять лет, так как крупные нефтяные компании сосредоточены на увеличении денежных потоков, а не на добыче. Медленный рост помогает компаниям с неиспользованными запасами контролировать расходы и увеличивать прибыльность.
Консолидация привела к запросу антимонопольных органов США дополнительной информации у Exxon и Chevron о покупках, что привело к задержке закрытия сделок. Обе компании ожидают получить одобрение, указывая на размер американского нефтяного рынка и агрессивность мелких конкурентов как признаки сохранения сильной конкуренции.
Уменьшение числа крупных нефтяных производителей, которые продлевают срок службы своих предприятий, работающих на ископаемом топливе, может поставить компании в более напряженное положение перед правительствами, приоритет которых — переход к экологически чистым источникам энергии.
Ожидается, что мировые цены на нефть в 2024 году будут в основном стабильными и составят в среднем около 83 долларов за баррель, по сравнению с 99 долларами в 2022 году. Аналитики предсказывают, что в 2024 году цены на нефть будут колебаться в диапазоне от 70 до 90 долларов за баррель, что выше среднего уровня в 64 доллара за баррель в 2019 году.