В Институте экономических исследований оценили какой доступ к качественному образованию имеют жители регионов Казахстана, сообщает Bizmedia.kz.
В рамках Индекса социального прогресса (SPI) подробнее необходимо рассмотреть показатель «Общий доступ к высококачественному образованию». Этот показатель основан на опросе, в котором участникам задаются вопросы о доступности качественного начального образования и оценке его достаточности для полного участия выпускников в общественной жизни как взрослых граждан. Оценка производится по шкале от 0 до 4, где 0 — низкое значение, а 4 — высокое значение. Информация для анализа по этому показателю берется из Проекта «Отличия демократии» (V-Dem Institute).
В Индексе социального прогресса 2022 года Казахстан занял 62-е место с показателем 2.66 среди 169 стран. Казахстан уступает Беларуси (53-е место) и Армении (60-е место) среди стран Евразийского экономического союза, но опережает Россию (68-е место) и Кыргызстан (85-е место). Лидерами в области доступа к высококачественному образованию являются Норвегия, Япония, Исландия, Швейцария и Мальта.
Согласно национальным данным, Казахстан показывает низкие результаты по качеству образования в Индексе социального прогресса, что подтверждается исследованием «Качество жизни населения», проведенным БНС АСПР РК в 2023 году. В этом исследовании также отмечается низкий уровень удовлетворенности населения качеством образования на всех уровнях. Важно отметить, что в Индексе социального прогресса вопрос о качестве образования не раскрывается полностью, и каждый респондент определяет понятие «качества» по-своему.
В общем, опрос показал следующие результаты в отношении удовлетворенности качеством образования:
- Среднее образование: 50,3%
- Дошкольное образование: 49,4%
- Среднее профессиональное образование: 46,0%
- Высшее и послевузовское образование: 44,9%
Однако процент недовольных качеством образования оказался невелик — всего около 1,5%. Большинство опрошенных указали, что они частично удовлетворены качеством образования (33,3% опрошенных) или не смогли дать однозначный ответ (17,4% опрошенных). Стоит отметить, что по сравнению с данными 2022 года мы наблюдаем улучшение в удовлетворенности качеством образования. Особенно высокая удовлетворенность отмечается в отношении высшего и послевузовского образования, которым довольны 42,1% опрошенных (в 2023 году — 44,9%).
Что касается доступности образовательных услуг, здесь мы видим более высокий уровень удовлетворенности. Так, 59,7% опрошенных довольны доступностью среднего образования, 50,7% — дошкольного образования, 47,8% — среднего профессионального образования, и 41,9% — высшего и послевузовского образования.
На протяжении многих лет в Казахстане проводится анализ качества обучения — мониторинг учебных достижений учащихся. Главная цель этого анализа заключается в помощи школам с низкими результатами.
Согласно оценке, проведенной Министерством просвещения в 2023 году, средний балл учеников 4-х классов по всей республике составил 16,87 из 30 возможных. Лучшие результаты были достигнуты в Карагандинской области, где средний балл составил 19,31, в то время как в Атырауской области этот показатель был самым низким — 14,47 баллов. Таким образом, дети в начальной школе показывают очень низкие результаты.
В целом, оценка показала, что учащиеся испытывают трудности при выполнении сложных задач, требующих глубокого понимания, и эта проблема является «хронической». Кроме того, наблюдается разница в успеваемости между различными регионами и между городскими и сельскими районами внутри регионов. Даже студенты 9 классов показали низкие результаты, с средним баллом по всей республике 36,8 из 75 возможных.
Например, в Карагандинской области, которая показала лучшие результаты среди 4 классов, средний балл учеников 9 классов составил 40,28, в то время как в Атырауской области этот показатель составил 31,96. Это подтверждает, что проблемы в обучении, возникающие в начальной школе, не исчезают со временем, а только усугубляются и переносятся в старшие классы.
В целом, вопрос повышения качества образования в Казахстане требует решительных реформ, и результаты SPI, опроса БНС АСПР и ежегодного мониторинга успеваемости студентов должны служить основой для выявления и решения актуальных проблем.