В период с 2012 по 2022 год, прямые иностранные инвестиции в Центральную Азию составили свыше 478,5 миллиарда долларов, где больше половины (53%) было направлено на Казахстан. Эти данные были подтверждены исследованием Qazaqstan Investment Corporation. Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Резюме исследования
За последние десять лет наблюдается рекордный рост глобального рынка частного капитала. Прямые инвестиции стали источником роста и индикатором экономического состояния, играя важную роль в мировом бизнесе.
В Казахстане сектор прямых инвестиций находится на начальном этапе, где большое влияние оказывают институциональные инвесторы, связанные с государством и международными институтами развития.
Активность семейных офисов, которая является ключевым фактором развития бизнеса, в основном ориентирована на определенные секторы экономики.
Глобальные изменения последних трех лет, связанные с пандемией COVID-19 и геополитической обстановкой в результате конфликта в Украине, существенно изменили глобальные цепочки поставок. Это сказалось на активности глобальных фондов прямых инвестиций в 2019 и 2022 годах, способствуя перераспределению капитала с развивающихся на развитые рынки из-за их более низкого риска. В таких условиях конкуренция за привлечение прямых иностранных инвестиций в Казахстане становится более острой. В течение 2020-2022 годов объем сделок M&A в стране значительно снизился.
В то же время, наблюдается рост активности глобальных и венчурных фондов, как казахстанских, так и некоторых иностранных, которые проявляют интерес к потенциалу Центральной Азии.
Благодаря развитой финансовой системе и наличию юрисдикции с английским правом, Казахстан может стать центром привлечения инвестиций для последующего их распределения по всему региону.
Участники рынка выразили мнение о важности регионального сотрудничества внутри Центрально-Азиатского региона для инвестиционной привлекательности Казахстана.
Внешние участники рынка выделяют положительный эффект от создания МФЦА и активности QIC в совместных фондах, что создает более благоприятную среду для привлечения иностранных инвесторов.
Объем сделок M&A за это время составил около $45 млрд, при этом $4,8 млрд пришлось на сделки с участием фондов прямых инвестиций и семейных офисов, работающих по принципу «private equity».
За период совершено 360 сделок на общую сумму $49,7 млрд, что в среднем составляет 36 сделок в год на сумму $4,9 млрд.
Приобретение миноритарных долей через проведение раунда инвестирования и приобретение компании полностью были наиболее распространенными форматами сделок M&A. Динамика сделок в целом коррелирует с макроэкономической средой: с 2020 года объем сделок существенно снизился.
Кроме того, обострение геополитической и макроэкономической обстановки в регионе, а также рост процентных ставок, привели к уменьшению объемов сделок с долговыми инструментами.
Согласно предоставленной информации, наиболее активные сделки проводились в финансовом секторе, а также в секторах, связанных с производством энергоресурсов и материалов.
Начиная с 2018 года, наблюдается рост активности фондов прямых инвестиций на казахстанском рынке. Объемы сделок фондов прямых инвестиций варьировались от $35 миллионов (минимум в 2014 году) до $1,8 миллиарда (максимум в 2013 году). Крупные сделки ФПИ по выходу из активов в 2013 и 2020 годах оказали значительное влияние на общий объем.
Среднегодовое количество сделок ФПИ за рассматриваемый период составило 7,5; средний объем сделки ФПИ — $65 миллионов; медиана — $9,15 миллионов, наиболее частое значение — $6 миллионов. Всего за период ФПИ осуществили 88 сделок. Количество раскрытых выходов составило 57, из которых 28 были сделаны ФПИ, а 29 — семейными офисами.
Опрошенные участники рынка выделили несколько ключевых проблем рынка:
- Сильное влияние государства на экономику;
- Нестабильность макроэкономической и геополитической обстановки;
- Непостоянство регулирования и налогового законодательства;
- Низкая емкость и уровень развития рынков капитала.
Они также предложили несколько ключевых мер, которые могли бы способствовать развитию рынка:
- Ограничение вмешательства государства в экономику;
- Обеспечение прозрачности и стабильности регулирования;
- Принятие мер по развитию рынков капитала и улучшению доступа к капиталу;
- Решение инфраструктурных проблем на рынке.
Полное исследование может прочитать по ссылке.