8 декабря 2023 года международное рейтинговое агентство Fitch подтвердило кредитный рейтинг города Алматы на уровне «BBB» с прогнозом «Стабильный». Самостоятельный кредитный рейтинг Алматы, согласно методологии Fitch Ratings, соответствует рейтингу «BBB+». Об этом сообщает Bizmedia.kz.
Высокий кредитный рейтинг города Алматы, включая возможность привлекать займы от международных организаций, способствует повышению инвестиционной привлекательности города для модернизации инфраструктуры и дальнейшей диверсификации экономики.
Агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) города Алматы на уровне «BBB» со стабильным прогнозом. Рейтинговое агентство ожидает, что коэффициент окупаемости города Алматы будет соответствовать рейтингам в рамках нашего рейтингового сценария (ниже 5x в 2027 году). РДЭ города находится на одну ступень ниже его самостоятельного кредитного профиля (SCP) «bbb+», поскольку они ограничены суверенным РДЭ Казахстана (BBB/Стабильный).
Ключевые факторы рейтинга:
- Профиль риска: «Слабый»
Оценка отражает высокий риск относительно международных аналогов. Способность города покрывать обслуживание долга за счет операционного баланса может неожиданно ослабнуть на прогнозном горизонте 2023-2027 гг. из-за снижения доходов, расходов или непредвиденного роста обязательств или потребностей в обслуживании долга.
- Устойчивость доходов: «Средний»
Доходы Алматы за полный год оставались стабильными в 2022 году и на промежуточной основе в 2023 году. Основной источник доходов города — налоги и трансферты из центрального бюджета. С 2020 года город получает поступления от корпоративного подоходного налога, взимаемого с прибыли малых и некоторых средних предприятий. В 2022 году они составили около 58% от общего объема доходов.
- Регулируемость доходов: «Слабая»
Как и другие города и регионы Казахстана, Алматы не имеет права устанавливать ставки по налогам, так как центральное правительство обладает всеми фискальными полномочиями в отношении налоговых ставок и объема налоговых поступлений, распределяемых между уровнями власти. Дополнительные доходы от повышения налогов будут незначительными по сравнению с любым разумным снижением доходов, которое мы можем ожидать в условиях экономического спада. Это ограничивает оценку фискальной автономии Алматы и возможности корректировки доходов.
- Устойчивость расходов: «Средняя»
Расходы города в основном состоят из нециклических и умеренно циклических расходов. В сферах, которые менее подвержены цикличности, таких как образование, здравоохранение, коммунальные услуги и транспорт, в 2021-2022 годах было затрачено около 50% всех средств. Город не обязан предпринимать антициклические меры, которые могут привести к росту социальных расходов в период экономического спада.
- Регулируемость расходов: «Слабая»
Большинство операционных расходов Алматы являются обязательными, что затрудняет их сокращение при уменьшении доходов. Алматы, являясь чистым донором бюджетной системы Казахстана, ежегодно производит обязательные переводы в государственный бюджет, размер которых определяется центральным правительством. Доля этих обязательных платежей из городского бюджета исторически составляла около 20% от общих расходов, но к концу 2022 года она снизилась до 17%.
- Обязательства и устойчивость ликвидности: Средний уровень.
Местные и региональные органы власти (МРГ) в Казахстане подчиняются строгим правилам управления долгом, включая ограничения на объем долга, виды заемных средств и лимиты на ежегодные процентные платежи. Государство ежегодно устанавливает максимальный объем долга на определенный год для каждого местного органа власти. Субсидированные бюджетные займы являются единственной формой долга, доступной для большинства местных самоуправлений в Казахстане. Однако, благодаря особому статусу города-республики, Алматы имеет право выпускать облигации.
Парламентариям запрещено предоставлять гарантии, поэтому для города-республики единственной формой условных обязательств является долг, связанный с государственными организациями (ГРО). На конец 2022 года несколько муниципальных компаний имели долг, который был связан с государством и обслуживался самостоятельно.
- Обязательства и гибкость ликвидности: «Слабая»
Государство устанавливает ограничения на размер денежных резервов, размещаемых в Национальном банке Республики Казахстан. Депозиты могут быть размещены на срок не более недели, и годовая процентная ставка значительно ниже рыночных условий. Риск контрагента по данному механизму соответствует суверенному рейтингу.
- Долговая устойчивость: категория «aaa»
Согласно рейтинговому обоснованию Fitch, коэффициент окупаемости долга Алматы останется ниже 5x к 2027 году (2022: 0,1x), коэффициент покрытия (расчет фактического коэффициента Fitch) — выше 7x, а фискальная долговая нагрузка — ниже 25%.
Оценка отражает сохранение сильных первичных и вторичных показателей в рамках рейтингового сценария на 2023-2027 гг. Fitch ожидает, что коэффициент окупаемости (чистый скорректированный долг/операционный баланс) города — основной показатель для оценки долговой устойчивости для LRG типа B — не превысит 2x в течение рейтингового горизонта. Этому будут способствовать устойчивый операционный баланс и низкие темпы роста долга.
Фактический коэффициент покрытия долговых обязательств (операционный баланс/обслуживание долга, включая краткосрочные сроки погашения долга) останется выше 4x, а фискальная долговая нагрузка (чистый скорректированный долг/операционные доходы) будет ниже 25% в последний год действия рейтинговой истории. Следовательно, все показатели будут соответствовать оценке «aaa» в соответствии со сценарием рейтингового случая Fitch.
Резюме оценки РДЭ Алматы «bbb+» отражает совмещение «более низкого» уровня риска и стабильности долга, которые Fitch оценивает как «aaa» в рамках своего рейтингового кейса. Рейтинг РДЭ зависит от суверенного рейтинга Казахстана, и другие дополнительные факторы риска не влияют на оценки.