Аналитический центр Halyk Finance провел оценку различных сценариев и рисков, связанных с предстоящим объединением фондовых бирж KASE и AIX. Об этом сообщает Bizmedia.kz со ссылкой на анализ.
В сентябре президент Касым-Жомарт Токаев поручил рассмотреть вопрос об объединении двух казахстанских бирж под общим управлением: Казахстанской фондовой биржи (KASE) и Astana International Exchange (AIX), юрисдикция которой принадлежит МФЦА. В настоящее время активно обсуждаются разные варианты объединения бирж.
KASE и AIX
KASE функционирует уже 30 лет, основная задача которой — организация торговли ценными бумагами и финансовыми инструментами в соответствии с казахстанским законодательством. Биржа действует на основе лицензии и под контролем Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). На данный момент у KASE четыре основных рынка: валютный, фондовый, денежный и рынок деривативов. Это обеспечивает участникам торговли возможность проведения операций с различными финансовыми инструментами на нескольких рынках, что способствует управлению ликвидностью и реализации инвестиционных стратегий.
AIX была создана в 2017 году в рамках развития Международного финансового центра «Астана» и действует в юрисдикции английского права. Деятельность биржи регулируется комитетом МФЦА по регулированию финансовых услуг (Astana Financial Services Authority — AFSA), что обеспечивает более простое регулирование рынка ценных бумаг по сравнению с АРРФР, считают аналитики. На данный момент AIX преимущественно функционирует как фондовая биржа, предлагая облигации, акции и другие ценные бумаги.
Сообщается, что регулирование рынка ценных бумаг на AIX проще и менее строго, чем у АРРФР, что, по мнению экспертов, может способствовать более свободному развитию фондового рынка. Кроме того, KASE действует в стандартном налоговом режиме по Налоговому Кодексу РК, в то время как МФЦА (включая AIX) пользуется значительными налоговыми льготами для органов и участников, а также для финансовых сделок, проводимых на этой площадке.
В своем сентябрьском обращении лидер государства указал на избыточность функционирования двух фондовых бирж в Казахстане, которые часто дублируют и иногда конкурируют друг с другом. Это, по его мнению, излишне для финансовой системы страны. В целях увеличения привлекательности внутреннего рынка, президент поручил исследовать возможность объединения этих бирж под единым управлением.
В официальном сообщении отмечается согласие с представленной точкой зрения, подчеркивая, что наличие двух фондовых бирж, торгующих одними и теми же ценными бумагами от тех же эмитентов, и привлечение почти одних и тех же лицензированных участников на обеих площадках существенно препятствует развитию рынка ценных бумаг в Казахстане.
Создание второй фондовой биржи в Казахстане было инициировано в результате указания президента в мае 2015 года по формированию и развитию Международного финансового центра «Астана» на долгосрочную перспективу. В то время не предвиделось, что обе биржи будут заниматься аналогичной деятельностью.
Однако процесс превращения МФЦА в полноценный региональный финансовый центр затянулся, и биржа AIX постепенно начала заниматься аналогичной деятельностью, что и KASE. Это обстоятельство привело к сегодняшнему вопросу о излишестве наличия двух бирж на ограниченном отечественном рынке и необходимости их объединения.
Варианты по объединению бирж KASE и AIX
По оценке аналитиков HF, имеются лишь два ключевых сценария по объединению бирж KASE и AIX. Основное внимание при слиянии не столько уделяется тому, какая из бирж будет поглощена, сколько под управлением каких законов и регуляций будет функционировать весь фондовый рынок Казахстана.
Сегодня фондовый рынок Казахстана фактически разделен на два сегмента. Первый, «отечественный сегмент», оперирует в рамках казахстанского законодательства и регулируется АРРФР, охватывая всю финансовую систему страны. Он работает по стандартным налоговым правилам.
Второй сегмент, «офшорный», подконтролен особому законодательству МФЦА, с регулированием AFSA, ограничивающемся лишь ценными бумагами на бирже МФЦА — AIX. Он оперирует по очень выгодным налоговым условиям.
Проблема не столько в наличии двух бирж, сколько в наличии двух различных сегментов фондового рынка, торгующих одними и теми же ценными бумагами и привлекающих одних и тех же отечественных профессионалов. Основной вопрос заключается в том, какой сегмент рынка останется активным в Казахстане, отмечают авторы анализа.
Если весь фондовый рынок перейдет в офшорный сегмент, это подразумевает поглощение KASE биржей AIX. Если офшорный сегмент закроют (то есть, весь рынок вернется в отечественную юрисдикцию), в таком случае AIX будет поглощена биржей KASE, как единственным вариантом.
Риски
Рисками, связанными с закрытием отечественного или офшорного сегментов фондового рынка Казахстана, по мнению аналитиков, являются:
При закрытии отечественного сегмента:
- Финансовая стабильность: Переход регулирования всего рынка ценных бумаг к МФЦА может создать серьезные проблемы для финансовой стабильности. Это вызвано потенциальной потерей контроля АРРФР и Национального банка над фондовым рынком, что может представлять значительный риск для всей финансовой системы страны. Подобные ситуации в мире приводили к кризисам в финансовой системе.
- Монетарная и валютная политика: Поскольку большая часть отечественных ценных бумаг выпускается в национальной валюте, переход всего фондового рынка под регулирование МФЦА может затруднить эффективность монетарной и валютной политики Национального банка. Это связано с необходимостью управления денежными агрегатами в национальной валюте во всей финансовой системе.
При закрытии офшорного сегмента:
- Риски финансовой стабильности: Переход рынка ценных бумаг под контроль АРРФР и Национального банка может создать проблемы с управлением финансовой стабильности. Отсутствие контроля над этим сегментом финансовой системы может вызвать риски для всей экономики, особенно при возникновении проблем на фондовом рынке.
- Монетарная и валютная политика: Если офшорный сегмент будет закрыт, это может привести к улучшению эффективности монетарной и валютной политики Национального банка, поскольку он сможет более эффективно управлять национальной валютой в рамках всей финансовой системы.
Выбор между закрытием отечественного или офшорного сегментов фондового рынка сопряжен с серьезными рисками для финансовой стабильности и эффективности монетарной политики, которые могут оказать влияние на всю экономическую систему Казахстана.
Биржа AIX высказала предложение по возможному объединению бирж: оставить в KASE денежный и валютный рынки, передав фондовый рынок целиком в AIX. Однако аналитики считают этот вариант нереалистичным как с точки зрения монетарной политики, так и с финансовой стабильности. Инвесторам важна возможность торговать разными финансовыми инструментами на всех рынках, обеспечивая лучшие условия для ликвидности и инвестиционных стратегий.
Помимо этого, законодательство предусматривает Нацбанк как кредитора последней инстанции при проблемах с ликвидностью. Если весь фондовый рынок перейдет в МФЦА, Нацбанк лишится этой функции, увеличивая риски для монетарной политики и финансовой стабильности.
Нацбанк также регулирует платежные системы Казахстана, и уход фондового рынка в МФЦА приведет к потере его контроля над этими системами.
Важное
Если весь фондовый рынок Казахстана снова перейдет в отечественный сегмент, а офшорный сегмент закроют, многие из упомянутых рисков автоматически исчезнут. Однако есть несколько рисков при закрытии офшорного сегмента. Вероятно, иностранные брокеры и эмитенты, уже действующие в МФЦА, уйдут из Казахстана, поскольку национальное регулирование и налогообложение будут менее привлекательными для них.
Аналитики полагают, что потери для экономики будут минимальными, так как вклад иностранных участников МФЦА в налоговые доходы и развитие фондового рынка Казахстана оказался незначительным. Используя льготное налогообложение и регулирование МФЦА, иностранные брокеры в основном сосредотачивались на зарубежных рынках, а ключевые специалисты находились за пределами Казахстана.
Другой риск при закрытии офшорного сегмента может заключаться в уменьшении числа иностранных инвесторов, заинтересованных в приобретении местных корпоративных ценных бумаг на отечественном рынке.
«Тем не менее, наличие юрисдикции английского права в МФЦА, по нашему мнению, не является главным фактором для привлечения иностранных инвесторов на фондовый рынок Казахстана. Для них важнее наличие большого количества местных эмитентов и активных торгов с местными ценными бумагами (высокая ликвидность). Для привлечения портфельных иностранных инвесторов следует активно развивать и улучшать отечественный фондовый рынок», — отмечается в сообщении.
Также указывается на более простое и менее строгое регулирование рынка ценных бумаг на МФЦА.
Конкуренция между двумя биржами привела к упрощению регулирования АРРФР на отечественном сегменте фондового рынка, снижая нагрузку на местных участников рынка ценных бумаг. Закрытие офшорного сегмента может привести к прекращению этой конкуренции, и аналитики надеются, что АРРФР продолжит свою работу по улучшению регулирования, находя баланс между рисками и регуляторной нагрузкой на фондовом рынке.
Следовательно, мы предлагаем закрыть офшорный сегмент фондового рынка Казахстана, чтобы он полностью подчинялся национальному регулированию. Ранее предпринимались попытки создать Региональный финансовый центр, цель которого также включала привлечение иностранных инвестиций и развитие финансового сектора. Однако эта программа не увенчалась успехом и была закрыта. То же самое предлагается сделать и с биржей на МФЦА.
«В то же время, бирже KASE следует перенять лучшие практики, привлекающие эмитентов и инвесторов на AIX, такие как более гибкая и менее бюрократичная система. Также следует пересмотреть некоторые нормы в АРРФР, чтобы стимулировать развитие отечественного рынка и привлечение иностранных игроков на KASE. Иными словами, за годы существования AIX был накоплен определенный опыт, как технический, так и регуляторный, и его использование для развития отечественного фондового рынка будет вполне разумным», — подводят итоги эксперты HF.