Министерство энергетики Казахстана намерено каждые полгода в течение трех лет повышать цены на сжиженный газ. Первое повышение на 5 тенге ожидается уже в начале 2024 года.
Эксперт в нефтегазовой отрасли рассказал корреспонденту Bizmedia.kz о ситуации с голубым топливом в стране и почему именно сейчас было принято решение повысить на него цены.
Министерство энергетики с начала осени готовило казахстанцев к повышению цен. 27 октября министр энергетики Алмасадам Саткалиев даже обращался к казахстанским автолюбителям с рекомендацией не переходить на автогаз, потому что цены на топливо будут только расти.
По его словам, цены на сжиженный нефтяной газ в стране не рыночные, а лишь убыточные для его производителей.
«В Казахстане самые низкие цены и эта ситуация долго не сохранится. Всем автолюбителям не рекомендуем переводить авто на сжиженный нефтяной газ, потому что цена гарантированно будет расти. Понятно, что министерство не допустит резких скачков цен. Но если возникнет дефицит экспорта, цена по автогазу будет соответствовать экспортным ценам», – сказал тогда министр Алмасадам Саткалиев.
8 ноября глава Минэнерго добавил, если в будущем перевод авто на газ будет расти такими быстрыми темпами, то перерабатывающих мощностей в краткосрочном периоде не хватит, а значит цены начнут расти.
Собственно, уже 20 ноября вице-министр энергетики Алибек Жамауов анонсировал повышение цен на сжиженный газ в начале следующего года. Он отметил, что это необходимо для модернизации нефтеперерабатывающих заводов, обеспечения топливом населения и решения проблемы убыточности производства.
«Мы при расчете новой цены учитывали и уровень инфляции. У нас вся потребительская корзина растет в цене, поэтому мы не можем газ держать по одной цене. Цены на бензин тоже будут постепенно расти в соответствии с инфляцией и потреблением», – заявил вице-министр энергетики Алибек Жамауов.
Эксперт в нефтегазовой отрасли Нурлан Жумагулов напомнил, что цены на сжиженный газ в разы снизили после январских событий. Сейчас диапазон цен на автогаз по Казахстану варьируется от 50 до 80 тенге.
«Понятно, что на фоне роста цен на бензин и дизтопливо, автолюбители начали переоборудовать свои авто на газ. За последние два года число машин на газе выросло вдвое – с 320 тысяч до 638 тысяч единиц. Соответственно, на этом фоне происходит ажиотаж и дефицит», – объяснил Нурлан Жумагулов.
Эксперт уточнил, что сжиженный нефтяной газ – это пропан-бутан, а не метан. И его производство в Казахстане ограничено.
«На пике (три года назад) производство было 3,2 млн тонн в год. Сейчас производство пропан-бутана снизилось до 2,8-2,9 млн тонн в год. 44% его производства приходится на «Тенгизшифройл», который в общем-то не обязан отпускать пропан-бутан на внутренний рынок по ценам, установленным государством. Поэтому ТШО также экспортирует, а экспортная цена в шесть раз выше оптовой», — рассказал он.
Нурлан Жумагулов подчеркнул, что сейчас нефтяные компании продают газ ниже себестоимости. Хотя ежегодно они увеличивают заработную плату работникам, проводят индексацию сервисных контрактов. Помимо этого, импортируют сырье и оборудование.
«В таком случае государство должно компенсировать и покупать пропан-бутан по одной цене и перепродавать автолюбителям по другой цене, и таким образом компенсировать затраты нефтяных компаний. Но этого не происходит. Нефтяные компании на сегодняшний день субсидируют рынок и обеспечивают его дешевыми нефтепродуктами», — сказал эксперт в нефтегазовой отрасли.
Поэтому он считает, что повышение цен на 5 тенге не столь критично.
«Удерживать цены на низком уровне, когда все растет, тоже неправильно. В идеале цена сжиженного газа должна быть такой, чтобы нефтегазовым компаниям было без разницы экспортировать его или оставлять на внутреннем рынке», — заключил Нурлан Жумагулов.
Пока же такой подход не стимулирует нефтедобывающие компании производить больше.